Рожава стала воплощенной в жизнь моделью мира, свободы и равенства на землях, которые курдский народ населял на протяжении тысячелетий. Этот пример несет в себе надежду на сосуществование и демократические ценности не только для курдов, но и для всех народов региона. С самого начала существования этого проекта пропагандистская машина турецкого режима атаковала северо-восточную Сирию. Это похоже на исторический рефлекс, формировавшийся столетиями, когда Турция превратила свою давнюю вражду к курдам в политическую стратегию борьбы с Рожавой, используя нарратив «вопроса выживания» для оправдания любой формы клеветнической кампании и диффамации.
Сегодня турецкая пропагандистская машина выбрала Рожаву своей мишенью, чтобы остановить развитие в регионе и очернить борьбу курдов за защиту своей идентичности и даже за собственное существование. Они искажают реальность, и все средства для криминализации освободительной борьбы кажутся приемлемыми в руках пропагандистов. Общественные и политические достижения курдов представляются, как настоящая угроза, когда об этом упоминают СМИ, либо политики на арене международной дипломатии. Все эти методы поддерживают историческую враждебность. Эти усилия по дискредитации требований курдов на национальных и международных платформах подчеркивают систематический характер вражды, с которой этот народ сталкивался на протяжении всей истории.
С момента своего основания турецкое государство систематически игнорировало существование курдов и подавляло их требования, используя инструменты психологического влияния на общество. Политика диффамации, начавшаяся в 1925 году, охватывает широкий спектр методов – от средств массовой информации до литературы, от религиозной риторики до манипуляций в сфере культурных отношений.
Пропагандистский процесс и массовые убийства
Турецкий режим создал собственные провластные СМИ в рамках официального дискурса, и эти медиа изображают курдов, как «отсталый» и «нецивилизованный» народ. Писатели и интеллектуалы долгое время занимались пропагандой, чтобы очернить курдов через литературу, в газетах и журналах. В этот период развивались две основные политические стратегии: во-первых, очернение курдов, а во-вторых, создание внутренних разногласий в их среде с целью разжигания конфликтов.
Когда борьба курдов за свои права переросла в открытый конфликт в 1925 году, государство усилило эту политическую стратегию. Пропагандистская машина продолжала работать, но был запущен процесс физического уничтожения. В среде курдов возникли внутренние противоречия, порой появлялись публикации, утверждающие, что курды не являются народом, ставя под сомнение их существование. Но если курды не были народом, почему государство вкладывало столько сил, энергии, средств и усилий на международном уровне в борьбу с ними? Пока люди страдали в нищете, власти тратили свои ресурсы на то, чтобы доказать отсутствие народа, которого, по их утверждению, не существовало – так зачем же они это делали?
Эта статья посвящена столетнему непрерывному курдскому сопротивлению. Мы проанализируем, как пропагандистская машина турецкого государства использовалась для искажения истины, формирования общественного мнения и манипулирования умами.
Пропаганда турецкой идентичности и физическое истребление
После 1925 года во многих районах Курдистана началась эпоха репрессий, когда запрещалось даже говорить «я курд». В отличие от османского периода, турецкие власти получили возможность разместить в Курдистане крупный военный контингент. Эта военная угроза вскоре обернулась массовыми убийствами. Государство мобилизовало все свои ресурсы, чтобы уничтожить или ассимилировать беззащитное население. Стоит вспомнить следующий факт: заявляя о том, что курды – те же турки, власти одновременно развернули кампании, пропагандирующие использование турецкого языка, и даже вручали призы тем, кто выучил турецкий. Те же СМИ, которые организовывали конкурсы турецкого, публиковали неустанную пропаганду, отрицающую само существование курдов и их способность сформировать свою общественную идентичность. Формирование турецкой идентичности шло, отрицая существование курдов, и это мнение навязывалось на местах. Все курды, сопротивляющиеся ассимиляции, подвергались уничтожению.
С 1925 по 1930-е годы и в 1938 году – по мере того, как военное превосходство укрепляло уверенность режима, – религиозная риторика стала важной частью государственной пропаганды. Религиозные обряды менялись в соответствии с этой политикой. На курдское население оказывалось давление, чтобы заставить курдов признать ведущую роль турок в религии. Резня и кровавые расправы, принуждение к переселению, казни и разрушение домов игнорировались, а СМИ занимались клеветой в отношении пострадавших. Провластные журналисты и интеллигенция стали идеологическими марионетками государства, способствуя маргинализации курдского народа в глазах общества.
Религиозная пропаганда и уничтожение курдов
Религия стала одним из основных инструментов очернения. Пропаганда, сформированная с помощью религиозной риторики, мишенью которой стали курды-сунниты, усугубила разногласия между курдами по религиозному признаку и была использована для узаконивания массовых убийств курдов-алевитов. На этом фоне подавление второго по величине восстания курдов, Агринского сопротивления, было признано «необходимым».
В дни борьбы пропагандистская машина работала на полную мощность, снося все границы морали и этики. Журналы, газеты, литературные произведения, вся печать превратилась в средство пропаганды. Пропагандисты, похожие на тех, чьи лица мы сегодня видим на экранах телевизоров, заменяли средства коммуникации на тот момент. Все подобные средства влияния были задействованы, как вспомогательные инструменты в войне, направленной на подавление борьбы курдского народа за свое существование. Режим стирал коллективную память общества.
Сначала убивали правду
Зачем государству пытаться отрицать существование целого народа с таким упорством? Ответ прост: эта стратегия направлена на то, чтобы обеспечить легитимность истребления. В жертву пропаганде приносится истина. Восстание в Агры служит наглядным примером того, как действует пропаганда. Изучение работ корреспондента газеты Cumhuriyet Махмута Эсата Каракута, написанных в тот период, может многое рассказать о процессе манипуляции сознанием людей. Роман Каракута Dağda Bekleyen Kız («Девушка, ждущая в горах») был произведением, легитимизирующим систематическое унижение курдов.
Для формирования такого восприятия использовались средства массовой информации – так же, как это делают и сегодня. Государство искажало реальность и манипулировало общественной памятью, чтобы контролировать население. Курдов изображали не как единый народ, а как варварскую группу, недостойную права на жизнь. Так режим стремился стереть исторические права и культурное наследие этого народа.
Однако, даже эта пропаганда была полна противоречий. Кем же был курдский народ, коренное население региона, жившее на этой земле на протяжении тысячелетий, люди с богатой культурой и цивилизацией? Неужели группу «варваров» с таким тщанием уничтожали тысячами, убивая женщин, детей, стариков и мирных жителей в долине Зилан, отнимая жизни беременных женщин? Ответ на этот вопрос скажет многое о тактике манипулирования. Отрицая существование народа и скрывая правду о его культуре, государство стремилось узаконить подобное угнетение. Однако, как всегда, истина лежит за пределами пропаганды.
Десятки тысяч невинных мирных жителей были убиты штыками, ядовитым газом и артиллерийским огнем, а в заголовках газет эти зверства подавались, как победа. Таким образом пропагандистская машина той эпохи исказила случившееся. Захватите земли курдов, украдите их культурные достижения, попросите их приютить вас под крышей своих домов, научитесь у них цивилизации, а затем истребите их. После этого стоит сделать вид, будто ничего не произошло. Так истина была принесена в жертву пропагандистской машине новообразованного турецкого государства. Сегодняшняя ситуация с Рожавой говорит о том, что Турция использует такую же пропагандистскую тактику. Однако, история рассказывает не о зле курдов – напротив, она говорит о неоднократных попытках истребления этого народа, о бойне и варварстве, которым они подверглись. Теперь, столетие спустя, государственная пропагандистская машина, исказившая истину, снова выбрала курдов мишенью, и на этот раз ею стали курды северо-восточной Сирии.
Исторические исследования не считают резню, кровавые злодеяния и геноцид в Дерсиме актами, совершенными курдами. Курдские алевиты тысячелетиями жили в мире с собственным племенным строем, традициями и духовным учением, и сначала эти люди стали мишенью пропагандистской машины, а затем подверглись одной из самых жестоких расправ в истории человечества. Провластные пропагандисты называли их «безбожниками и безбожницами», узаконивая в глазах общества процесс, который привел к их уничтожению. В этом заключается правда о случившемся, и этот факт зафиксирован в истории.
После этих событий в Курдистане начался длительный период отсутствия значимого сопротивления. В регионе утвердился военный режим правления, и началась новая эра культурной ассимиляции с использованием современных средств пропаганды. На курдских землях проводилась политика, направленная на уничтожение тысячелетних традиций и языка. Тысячи курдских сказаний и музыкальных произведений были переведены на турецкий язык. Курдская музыка была присвоена, став «турецкой» художественной или народной музыкой. Её объявили частью турецкого наследия.
1980-е и 1990-е годы – активное использование пропагандистской машины
1990-е годы стали периодом, когда курдское политическое движение набрало силу и получило признание в обществе. Это стало новым вызовом для режима, и государство вновь начало проводить политику, направленную на разделение, раздробленность и очернение курдов, навязывая её обществу с помощью старого средства – пропаганды. Эта борьба затронула все сферы жизни. Десятки тысяч сельских стражей, служащие JITEM (подразделение жандармерии по разведке и борьбе с террором) и политическое крыло жандармении, радикалистская «Хизбулконтра», были задействованы в качестве палачей, став эскадронами смерти. Внесудебные расправы, исчезновения людей, находившихся под стражей, и пытки стали обыденной частью жизни. Государственная машина пропаганды неустанно работала, чтобы скрыть кровавую жестокость и оправдать совершенные режимом злодеяния.
Пропагандисты, выступающие в телепередачах, и заголовки новостей в газетах были сосредоточены на оправдании массовых убийств и террора. Сожженные курдские деревни, убитые мирные жители и акты вандализма преподносились обществу, как законные деяния. Существование курдов больше не отрицалось во всеуслышание – теперь этот народ унижали, описывая их с высокомерием и презрительной снисходительностью.
Средства массовой информации делали всё возможное для оправдания массовых убийств, совершенных жандармами, которые без разбора убивали мужчин, женщин и детей. СМИ были задействованы для того, чтобы опорочить курдов и их требования о признании и реализации законных прав.
Истина была в очередной раз искажена. Чиновники скрывали преступления, совершенные против курдов, а общественным мнением манипулировали, представляя угнетение и насилие, как оправданные меры.
Рожава и сегодняшний день – пропаганда в действии
Сегодня, когда в северо-восточной Сирии пишут новую главу эпопеи сопротивления курдского народа, пропагандистская машина турецкого режима неустанно работает над тем, чтобы скрыть правду. Борьба курдского народа за свободу и демократию в регионе стала маяком надежды не только для курдов, но и для всего человечества.
Однако, фашиствующий режим ведет интенсивную пропагандистскую кампанию наряду с военными атаками, рассчитывая уничтожить и очернить революционное народное движение в Рожаве. Поддерживая радикальные группировки в войне против курдов, эта стратегия стала новым шагом в попытке реализовать давнюю идею геноцида. Турецкие СМИ неустанно трудятся на пропагандистской ниве, чтобы узаконить откровенные преступления и опорочить курдов.
За прошедшие годы в Рожаве была создана модель, демонстрирующая возможность социального равенства, культурного разнообразия, сосуществования народов, этносов и конфессий. Эта система предлагает мир под руководством женщин, ради которого приходится сражаться с самыми варварскими организациями. Эта борьба заслужила огромное уважение на мировом уровне и подарила угнетенным надежду на будущее.
Сегодня курды продолжают отстаивать свою правду. История, которая пишется в Рожаве, стала свидетельством решимости курдского народа и борьбы за честь и коллективное достоинство человечества.