Нападение, совершенное на прошлой неделе французом, имеющим опыт расистских атак, усугубило турецко-французскую напряженность по курдскому вопросу. Кроме того, обострились отношения между французским правительством и курдской общиной, поскольку некоторые курдские активисты отказываются верить, что стрельба была одиночным актом психически ненормального индивида. Несколько курдских активистов прямо обвинили Турцию в том, что она стоит за убийствами, критикуя Париж за неспособность защитить курдов от турецких секретных служб и ультранационалистов, действующих на территории Франции.
В понедельник Министерство иностранных дел Турции вызвало посла Франции в Анкаре Эрве Магро, чтобы выразить недовольство «черной пропагандой» против Турции со стороны РПК. Турецкая сторона была особенно критична в отношении участия французских правительственных чиновников и некоторых политиков в демонстрациях, проводимых курдскими группами после нападения, совершенного 23 декабря в Париже. Об этом сообщили источники в Анкаре.
Турецкая сторона заявила Магро, что французскому правительству и общественности было бы «полезно точно проанализировать насильственные инциденты на улицах Парижа, совершенные РПК», сообщило официальное турецкое агентство Анадолу.
Вызов посла в турецкий МИД последовал за многочисленными протестами курдских групп в Париже и других городах после того, как человек, идентифицированный французскими СМИ как Уильям М., убил трех курдов и ранил еще троих в Культурном центре Ахмета Кайя. Центр, названный в честь известного турецко-курдского певца, умершего в изгнании в Париже, также является домом для Курдского демократического центра Франции, зонтичной организации, объединяющей различные группы. «Этот центр близок к РПК, – сказал Адель Бакаван, франко-иракский социолог и директор Французского центра исследований Ирака, французской газете Figaro. — Люди, которые руководят этим центром, – убежденные активисты».
Нападавший, отставной машинист поезда и любитель оружия, который в прошлом году был обвинен в расистском насилии после того, как напал на мигрантов и разрубил их палатки мечом в парке на востоке Парижа, признался в «патологической ненависти к иностранцам». Он был помещен в психиатрическую клинику, но в воскресенье отпущен оттуда и направлен под контроль полиции. В понедельник он предстал перед судьей.
В выходные французские чиновники и международные деятели выразили соболезнования семьям жертв и курдской общине. Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что курдская община столицы стала «объектом чудовищного нападения», и похвалил полицейских за их «мужество». Государственный секретарь США Энтони Блинкен также выразил соболезнования курдскому и французскому народу. «Мои глубочайшие соболезнования жертвам нападения на курдский культурный центр в Париже», – написал Блинкен в Twitter.
В Турции Демократическая партия народов (ДПН) немедленно осудила нападение. Экс-сопредседатель ДПН Селахаттин Демирташ находящийся в заключении, написал в Твиттере на французском языке соболезнования курдской общине, добавив: «Французское государство обязано привлечь к ответственности всех виновных в этом нападении». Али Бабаджан, председатель Партии демократии и прорыва (ПДП), в прошлом отделившейся от правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР), призвал Францию усилить борьбу с расизмом.
Французские официальные лица назвали нападение «расистским», а не террористическим актом. Но представители курдов, встретившиеся в субботу с министром юстиции Франции Эриком Дюпон-Моретти, повторили свой призыв считать пятничную стрельбу террористическим актом.
Стрельба оживила травму, связанную с нераскрытыми убийствами трех курдских женщин в 2013 году, в которых многие обвиняют Турцию, и усилила опасения, что французские службы безопасности сделали слишком мало для предотвращения нападения. «За 10 лет шесть курдских активистов были убиты в центре Парижа средь бела дня», – заявил на демонстрации в интервью BFM TV Бериван Фират, представитель курдской общины. Фират и Агит Полат, другой ее представитель, намекнули, что за нападением могут стоять турецкие силы безопасности и представители ультранационалистический турецкой группировки «Серые волки».
Недовольство привело к столкновениям в выходные. Группа демонстрантов в пятницу вечером вступила в столкновение с полицией, которая применила слезоточивый газ, чтобы не дать протестующим приблизиться к министру внутренних дел Джеральду Дарманину, прибывшему на место происшествия. В ответ демонстранты подожгли мусорные баки и разбили стекла некоторых автомобилей кирпичами.
На следующий день прошла масштабная демонстрация на площади Республики. Она началась мирно, но переросла в насилие: некоторые люди, пришедшие на демонстрацию, бросали петарды и вступали в столкновения с полицией, которая применила слезоточивый газ. Некоторые лозунги призывали Францию лучше защищать курдскую общину, в то время как другие прямо нападали на турецкое правительство или требовали освобождения курдского национального лидера Абдуллы Оджалана.