Предвещает ли убийство иранского диссидента то, что ждет других

Муса Бабахани, ведущая фигура в иранской оппозиционной партии, был найден мертвым в своем гостиничном номере на территории иракского Курдистана на прошлой неделе.

Муса Бабахани был найден убитым в прошлую субботу в номере отеля в столице иракского Курдистана Эрбиле. Бабахани был членом центрального комитета Курдской демократической партии Ирана (КДП-И). Его тело, на котором, согласно заявлению партии, обнаружены следы пыток, было найдено в номере отеля Guli Suleimani в городе.

Согласно заявлению КДП-И, Бабахани исчез в предыдущий четверг. Курдская правозащитная организация Hengawсообщила, что Бабахани заманил в отель старый знакомый, приехавший из Ирана. Там он был задержан двумя оперативниками режима. Затем трем подозреваемым в убийстве удалось покинуть Эрбиль. В своем заявлении КДП-И возложила вину за убийство на Исламскую республику Иран.

Убийство Бабахани вызвало шок в сообществе иранских изгнанников в Эрбиле– как курдских, так и некурдских. Это уже второе подобное убийство иранского диссидента на иракской земле за последний месяц. Существуют опасения, что это может предвещать новый сезон охоты иранского режима на его противников, проживающих на севере Ирака.

14 июля в районе Жалех города Сулейманиявооруженными нападавшими был застрелен видный иранский курдский общественный и экологический активист Бехруз Рахими. На записях камер видеонаблюдения видно, как к Рахими приближается черный BMW без номерного знака с тонированными стеклами. Был произведен 21 выстрел. Позже Рахими скончался от полученных ран в больнице. Рахими, который покинул Иран в 2012 году, был связан с Партией за свободную жизнь в Курдистане (ПСЖК). 

Вдова Рахими Золейха Насери, известная иранская оппозиционная активистка, рассказала сайту Middle East Eye, что в последние недели к ее мужу обратилось министерство разведки Ирана с просьбой начать сотрудничать с ним. Когда он отказался, ему пригрозили смертью. Судя по всему, 14 июля угроза была исполнена.

Сулеймания расположена недалеко от иракско-иранской границы. Она находится под контролем Патриотического союза Курдистана, который поддерживает неоднозначные отношения с иранским режимом. Преследования и угрозы в адрес иранских оппозиционных активистов –обычное явление в этом районе. Активисты обвиняют власти в молчании, а иногда и в сотрудничестве с иранским режимом. В 2020 году Мустафа Салими, иранский курдский активист, сбежал из тюрьмы в Иране, тайно перебрался через границу в курдский северный Ирак и попросил убежища у курдского регионального правительства. Вместо этого Салими был передан обратно иранским властям, которые, как сообщается, впоследствии казнили его.

Предыдущие убийства, по-видимому,совершенные иранским режимом, произошли в отдаленном пограничном районе между северным Ираком и Ираном. 17 июля 2018 года тело Эгбала Моуради, известного курдского активиста и отца казненного политзаключенного, было обнаружено у деревни Пенджвен, недалеко от границы. Он был застрелен.

Партия за свободную жизнь в Курдистане (ПСЖК) выпустила заявление, в котором обвинила иранский режим в ответственности за убийство Бехруза Рахими.

Убийство Бабахани особенно потрясло иранских курдов, потому что оно произошло в Эрбиле, который ранее считался более безопасным районом для изгнанников, чем города и поселки, расположенные ближе к иракско-иранской границе. В то время как ПСК на востоке близка к Ирану, Демократическая партия Курдистана (ДПК), контролирующая район Эрбиля, поддерживает связи с Турцией и США. Тот факт, что иранский режим, похоже, смог послать двух своих оперативников в этот район, убить одного из своих противников и затем бесследно исчезнуть, является зловещим событием.

Fars News, веб-сайт, связанный с Корпусом стражей исламской революции (КСИР), описал Бабахани как «лидера террористической группы Демократической партии Курдистана – Ирана, которую поддерживает Моссад».

Член КДП-И, опрошенный The JerusalemPost, утверждал, что у организации есть доказательства того, что убийство было совершено КСИР, и добавил, что организация в настоящее время помогает органам безопасности в расследовании убийства.

Второй член организации, с которым связалась газета Post, сказал, что из-за убийства члены КДП-И теперь опасаются приезжать в Эрбиль. «В ситуации, когда членам организации угрожают, это неразумно. Раньше мы опасались ездить в Сулейманию, так как там везде много агентов режима – в терминалах, пекарнях, бакалее, на рынках, в ресторанах и чайных, в гостиницах... Теперь мы боимся выйти с нашей базы и поехать в Эрбиль на несколько часов. Теперь мы должны беспокоиться и об Эрбиле».

Активист отметил, что в последние недели усилилось преследование оппозиционных активистов и их семей в Интернете со стороны представителей режима. «Мы получаем сообщения с угрозами, они угрожают членам наших семей в Иране», –сказал он корреспонденту JP.

«Этела'ат [министерство разведки] звонит нашим семьям в Урмию, Букан, Махабад, Керманшах, Санандадж, Мариван, Саккез... они отслеживают звонки в WhatsApp и Instagram. Они угрожают нам, оскорбляя членов нашей семьи и родственников женского пола».

Известный иранский оппозиционный журналист Али Джаванмарди, проживающий в Эрбиле, опубликовал в Твиттере фотографии человека, который, как он утверждает, является одним из убийц Мусы Бабахани.

Джаванмарди, у которого 76 5000 подписчиков в Твиттере, является влиятельным голосом в иранских оппозиционных кругах. Он назвал одного из убийц Сармадом Абди. 

Абди – курд родом из Илама в Иране. Этот район находится недалеко от Керманшаха, откуда родом Бабахани, что привело к предположениям, что Абди был другом жертвы. В своем твите Джаванмардиотметил, что неизвестная организация предложит 30 000 долларов за информацию о местонахождении Абди.

Кампания запугивания и убийств, направленная против иракских противников шиитских (проиранских) ополчений и иранских интересов получила определенное внимание в западных СМИ в последние месяцы. Убийство видного иракского политического аналитика Хишама аль-Хашими боевиками «Катаиб Хезболла» 6 июля в Багдаде стало предметом широкого международного освещения. 

В отличие от этого, убийства двух иранских курдских диссидентов в северном Ираке за последний месяц были полностью проигнорированы на Западе.

Убийства Рахими и Бабахани являются элементами в схеме усиления иранской активности в регионе. Иранские оппозиционеры, которые привыкли считать Эрбиль и северный Ирак относительно безопасным для них пространством, в ближайшие недели будут размышлять о том, не придется ли теперь полностью пересмотреть это представление. 

Возникают два вопроса: будет ли продолжаться усиление иранской смертоносной активности, включая кампанию убийств, направленную против иранских оппозиционеров и диссидентов в северном Ираке? И будет ли кто-нибудь привлечен к ответственности за эти убийства.