Единственный регион Ирака, который является федеральным, – это Южный Курдистан. Согласно Конституции Ирака, Южный Курдистан является федеральной территорией и имеет собственный парламент и правительство. В Конституции также гарантируется, что Федеральный округ Южный Курдистан может иметь свою собственную внутреннюю конституцию.
В рассматриваемой статье говорится: «Существующая территория или территории могут разрабатывать свои собственные конституции. Обязанности и механизмы функционирования правящего лица определяются в соответствии с этой конституцией. Конституция региона не должна противоречить Конституции Ирака».
Проще говоря, Южный Курдистан может создать свою собственную конституцию и определить обязанности и границы исполнительной власти, если эта конституция не будет противоречить конституции Ирака.
Так почему же в этом случае, несмотря на то, что Южному Курдистану предоставлено право писать свою собственную конституцию, она до сих пор не написана? Кто или что препятствует принятию Конституции в Южном Курдистане?
Политические партии в Южном Курдистане согласны с тем, что конституция должна быть, но когда дело доходит до написания этой конституции, каждая сторона налагает конституционное обеспечение своих собственных интересов.
В период с 2009 по 2015 год парламент Южного Курдистана большинством голосов принял решение написать конституцию. Была создана комиссия по написанию конституции, и в обязанности комиссии были включены 74 статьи. Споры зашли в тупик, когда процесс написания Конституции коснулся формы правления в Южном Курдистане. Будет ли Южный Курдистан управляться парламентской системой или президентской или полупрезидентской системой? В этом вопросе политическим партиями не удалось достичь какого-либо компромисса.
Еще одной причиной, по которой дебаты по Конституции зашли в тупик, был президент Южного Курдистана, срок полномочий которого истек, но который хотел остаться на этом посту дольше. После того, как Демократическая партия Курдистана (ДПК) не добилась желаемого в отношении председательства в Южном Курдистане в рассматриваемом процессе, она полностью закрыла дебаты.
Политические партии Южного Курдистана не могут прийти к консенсусу по некоторым статьям конституции. Главным из них является вопрос о том, на что ссылаться при определении законов. Многие политические партии хотят, чтобы при установлении законов использовался ислам. Однако в Южном Курдистане проживают многие религиозные группы, а не только мусульмане.
ДПК выступает за управление Южным Курдистаном по президентской системе и за то, чтобы президент также избирался народом. Однако многие политические партии выступают против этого, ратуя за то, чтобы система была парламентской и чтобы президент избирался парламентом. Ни одна из сторон, похоже, не отступила от своих собственных предложений.
Несмотря на все препятствующие причины, в 2009 году был разработан проект Конституции Южного Курдистана. Проект конституции, который, как ожидалось, должен был состоять из 122 статей, содержал только 74 статьи, а остальные все еще не были написаны.
Одно из противоречий по поводу конституции – гимн «О Рекип». Часть сторон выступает за то, чтобы гимном Южного Курдистана был «О Рекип», в то время как другая сторона утверждает, что этот гимн является уникальным для курдского народа и не может охватывать другие народы, проживающие в Южном Курдистане. С еще одной стороны, некоторые исламские партии утверждают, что некоторые части гимна носят «антирелигиозный характер».
В последний срок председательствующий в региональном парламенте Южного Курдистана работал над возобновлением написания конституции. Была создана новая комиссия по разработке Конституции. Президент Южного Курдистана посетил все политические партии и призвал к созданию механизма написания конституции внутри их соответствующих партий к 15 мая 2021 года. Однако, несмотря на то, что этот последний срок полномочий председателя в парламенте Южного Курдистана уже закончился, никаких результатов так и не было достигнуто.
Парламент Южного Курдистана теперь оставил написание конституции на следующий срок. Написанные статьи будут пересмотрены, а написание остальных статей будет продолжено. Однако принимая во внимание, что эта конституция должна была быть написана еще после 1992 года, когда был сформирован региональный парламент Южного Курдистана, очевидно, что парламентские деятели на следующий срок также не смогут инициировать написание конституции, поскольку партии в Южном Курдистане не имеют стратегических планов по написанию конституции.