Переговоры Ирана и США сопровождаются атаками ополченцев
Хочет ли Иран сорвать переговоры по ядерной сделке с помощью нападений шиитских проиранских ополченцев в Ираке на американские базы?
Хочет ли Иран сорвать переговоры по ядерной сделке с помощью нападений шиитских проиранских ополченцев в Ираке на американские базы?
На этой неделе проиранские ополченцы нанесли пять беспилотных и ракетных ударов по американским базам в Ираке, в результате чего два человека получили ранения. Атаки группировок, поддерживающих Иран, ставят под угрозу седьмой и, возможно, последний раунд переговоров в Вене между сторонами Совместного всеобъемлющего плана действий (JCPOA) – так называемой иранской ядерной сделки, которая, в случае успеха, вернет США в сделку и предоставит Тегерану крайне необходимое последнему облегчение санкций.
Между тем Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое следит за соблюдением Ираном JCPOA, объявило, что Иран обогащает уран на 20% и продолжает дальнейшее производство металлического урана, что является шагом к созданию ядерного оружия. Это явное нарушение предыдущих ограничений JCPOA.
Есть три возможные причины, почему Иран делает это сейчас. Первая: иллюзия влияния. Тегеран может считать, что Вашингтон держит оборону в регионе, потому что Соединенные Штаты сворачивают и передислоцируют батареи противоракетной обороны «Пэтриот» из Персидского залива и выводят войска из Афганистана. На этой неделе Иран созвал собственную встречу афганских политических партий.
Вторая: сигналы по Ираку. Премьер-министр Ирака Мустафа Казими твердо намерен обуздать проиранских ополченцев, неподконтрольных иракскому правительству, и не допустить превращения Ирака в поле боя США и Ирана. Пресс-секретарь иракского главнокомандующего Яхья Расул в среду назвал нападения на американские базы терроризмом, а ополченцев, совершающих нападения, – врагами Ирака. Поскольку Казими ожидается в Вашингтоне в конце этого месяца, Тегеран, возможно, сигнализирует Вашингтону, что он может повлиять на события в Ираке – к лучшему или худшему.
Между тем иракский сектор электроэнергетики может пережить худшее лето за последние годы, а это о многом говорит, учитывая, насколько серьезными были перебои в его работе ранее. На прошлой неделе министр электроэнергетики подал в отставку на фоне давления из-за постоянных отключений электроэнергии по всей стране. Высокие температуры, нападения на опоры ЛЭП и прекращение поставок из Ирана привели к нехватке электроэнергии по всему Ираку. (Иракские военные призывают граждан «быть храбрыми» и сообщать о лицах, которые саботируют работу вышек электропередачи в стране. Как сообщает Мустафа Саадун, вероятным виновником считается ИГИЛ, хотя правительство официально обвиняет «террористические и диверсионные группы». – Прим.)
Третья: в Иране тоже становится жарко. Конфликт с США – это хорошо известный способ отвлечь внимание общества от внутренних волнений.
Иранцы сталкиваются с беспрецедентным кризисом в сфере электроснабжения, поскольку летняя жара усиливается, что приводит к антиправительственным протестам.
Кроме того, несмотря на браваду, Иран может быть обеспокоен апатией, низкой явкой избирателей и даже незаполненными бюллетенями на президентских выборах, на которых победил Ибрагим Раиси, который вступит в должность 3 августа. Беспрецедентное количество пустых или недействительных голосов на недавних президентских выборах в Иране застало правящий истеблишмент врасплох. Главный фаворит на победу, Ибрагим Раиси, набрал 62% голосов. Но на втором месте с 13% оказались бюллетени, которые остались незаполненными. Даже верховный лидер аятолла Али Хаменеи был вынужден признать то, что многие наблюдатели назвали голосами протеста, но он назвал вкладом в избирательный процесс. Этих бюллетеней было слишком много, чтобы их можно было просто проигнорировать.
Наше мнение. Иран, похоже, не может придерживаться сценария, который мог бы стать дипломатическим этапом возобновления ядерной сделки, которая могла бы стать удачей для его экономики и внутриполитической победой как для уходящего президента Хасана Роухани, так и для Раиси.
На этой неделе официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс заявил, что окно для дипломатии США небесконечно и Ирану не следует ожидать, что продолжающиеся нарушения гарантий МАГАТЭ в соответствии с JCPOA дадут ему дополнительные рычаги влияния на переговорах с США. Иран, возможно, неправильно понимает администрацию Джо Байдена, если считает, что США ведут переговоры с Ираном из слабости, а не из силы и полагает, что провокационные шаги могут помочь ему получить рычаги влияния на ядерных переговорах в Вене. Напротив, поведение Ирана может заставить задуматься даже американских сторонников возобновления иранской ядерной сделки.
***
Иранцы возмущены постоянными отключениями электроэнергии
В последние дни в нескольких иранских городах включая столицу раздаются крики с пожеланиями смерти в адрес верховного лидера аятоллы Али Хаменеи, поскольку внеплановые отключения электроэнергии продолжают нарушать нормальную жизнь.
Многие иранцы также устроили акции протеста у местных офисов, требуя отставки чиновников, в том числе министра энергетики Резу Ардаканяна.
Хотя ущерб от отключений еще предстоит официально оценить, он уже сильно ударил по частному бизнесу. В высотных зданиях отключения также привели к перебоям с водой, что еще больше осложняет ситуацию на фоне пандемии коронавируса и обычно палящего летнего солнца в Иране.
Говоря об этом на заседании кабинета министров 6 июля, президент Хасан Роухани принес свои извинения иранцам, но снял ответственность с министерства энергетики. «У нас нет другого выхода, – отметил он, – кроме как сократить расходы». Рухани поручил первому вице-президенту Исхаку Джахангиру провести расследование отключений.
Судебная власть, контролируемая сторонниками жесткой линии, также начала собственное расследование под руководством ультраконсервативного генерального прокурора страны.
Последние отключения стали второй волной за последние три месяца. Иранское правительство объясняет перебои в подаче электроэнергии многочисленными причинами, включая чрезмерное потребление электроэнергии в условиях высоких температур, и критикует простых иранцев за неумение экономить.
Однако, по мнению многих иранцев главным виновником является майнинг криптовалют. Находясь под санкциями, Исламская Республика в прошлом году активизировала эту прибыльную практику, которая, как предполагается, ежегодно вливает в потрепанную экономику страны 1 миллиард долларов ценой перегрузки электрической сети Ирана.
На фоне растущего общественного негодования по поводу затрат на криптовалютные приключения президент Рухани издал директиву о запрете майнинга по всей стране до сентября. О ходе выполнения этого распоряжения пока ничего не сообщается. Однако сообщается, что большая часть криптовалютной практики в Иране осуществляется под эгидой Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
Учитывая изношенность инфраструктуры электроснабжения Ирана и неспособность инвестировать в возобновляемые источники энергии в течение последних четырех десятилетий, траектория немедленного решения проблемы отключения электроэнергии остается темной и непонятной как для чиновников, так и для экспертов.
Отключения также происходят в момент всеобщего недовольства различными проблемами. Сжавшаяся экономика Ирана уже привела к ежедневному взлету цен, к этому добавились последствия пандемии коронавируса, которая не прекращается по всей стране.
Усиливая разочарование, отключения электричества также вызвали опасения иранских чиновников по поводу социального взрыва, что привело к усиленному присутствию полиции в общественных местах во время продолжающихся отключений.
Министр внутренних дел страны Абдулреза Рахмани Фазли уже назвал отключения электроэнергии серьезным вызовом. Рахмани Фазли сыграл роль фронтмена Исламской Республики в ходе подавления железным кулаком общенациональных протестов против повышения цен на топливо в ноябре 2019 года.