Нефтяные рынки готовятся к высоким ценам
Неудавшаяся атака на саудовский нефтеперерабатывающий завод – это только последнее событие, толкающее цены вверх.
Неудавшаяся атака на саудовский нефтеперерабатывающий завод – это только последнее событие, толкающее цены вверх.
6 марта 2020 года Саудовская Аравия и Россия не смогли договориться о сделке по ограничению добычи нефти. Последовала ценовая война, и два гиганта высвободили миллионы баррелей сырой нефти как раз в тот момент, когда covid-19 вызвал блокировки и спрос на нефть иссяк. Сейчас Саудовская Аравия и другие производители сдерживают производство по мере роста спроса. Цена на нефть марки Brent, международный бенчмарк, ненадолго поднялась выше 70 долларов за баррель 8 марта впервые с мая 2019 года.
Этот всплеск происходит на фоне более широкого бума на сырьевые товары от меди до кукурузы, поскольку китайский импорт растет, а предложение остается ограниченным. Но подъем нефти был особенно головокружительным. В апреле прошлого года цена на нефть марки Brent опустилась ниже 20 долларов за баррель. Однако с конца октября стоимость Brent выросла почти на 100%. К третьему кварталу, считают аналитики банка Goldman Sachs, цена может достичь $ 80.
Три последовательных события помогли подтолкнуть цены на нефть вверх в этом месяце.
4 марта Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и ее союзники удивили рынок, согласившись продлить сокращение добычи до апреля.
Затем, 6 марта, американский Сенат принял законопроект о стимулировании экономики на $1,9 трлн. Он должен повысить экономическую активность в стране, которая остается самым ненасытным потребителем нефти в мире.
Опасения перебоев с поставками еще больше повысили цены. В минувшие выходные хуситы (шиитские проиранские повстанцы, сражающиеся с поддерживаемым Саудовской Аравией правительством в соседнем Йемене) попытались напасть на саудовский город Рас-Танура, где находятся три гигантских нефтеэкспортных терминала и нефтеперерабатывающий завод, поставляющий четверть топлива королевства.
Рас-Танура не пострадала, но атака стала самой значительной с сентября 2019 года, когда удары ненадолго выбили половину саудовского производства. Покушение на Рас-Тануру потрясло рынки, и без того обеспокоенные недавними американскими авиаударами в Сирии. В дополнение к более высокому риску перебоев в добыче Саудовской Аравии сейчас кажется менее вероятным, что Америка быстро снимет санкции с Ирана, гигантского производителя сырой нефти, чей экспорт сократился до тонкой струйки, контрабандой вывезенной на судах с выключенными транспондерами, чтобы избежать обнаружения.
После терактов в 2019 году цены на нефть ненадолго поднялись, отмечают аналитики Royal Bank of Canada, прежде чем снизиться на фоне уверенности в достаточном предложении. Сейчас рынок выглядит гораздо более напряженным. «Сверло, детка, сверло ушло навсегда», – заявил на прошлой неделе министр энергетики Саудовской Аравии Абдулазиз бен Салман, имея в виду сланцевую промышленность Америки. Техасские нефтяники могут ощетиниться на такую насмешку, но инвесторы будут продолжать сдерживать свои капитальные расходы. Америка может не достичь своих допандемических уровней производства нефти до конца 2023 года, считает исследовательская фирма Rystad Energy.
На данный момент ОПЕК и ее союзники выглядят столь же сдержанными. Принц Абдулазиз по-прежнему особенно опасается слишком быстрого увеличения добычи. В дополнение к посредничеству в более широкой сделке с ОПЕК и ее союзниками королевство заявило, что продлит свое дополнительное сокращение на 1 млн баррелей в день до апреля. Россия немного менее осторожна – она увеличит добычу на скромные 130 000 баррелей в день, но у нее есть новая причина поддерживать цены. Более высокие социальные расходы означают, что России сейчас требуется цена на нефть в размере 64 долларов за баррель, чтобы сбалансировать свой бюджет, по сравнению со средним показателем в 51 доллар в 2018 и 2019 годах, подсчитала аналитическая компания S&P Global Platts.
Для нефтедобывающих государств существует риск слишком ограниченного предложения. Они хотят, чтобы цены оставались достаточно высокими, чтобы сбалансировать их бюджеты, но не настолько высокими, чтобы сбить восстановление спроса.
Распределение вакцин едва ли было гладким (хотя есть признаки прогресса: 4 марта в США было введено более 2,4 млн доз). Министр нефти Индии Дхармендра Прадхан попросил ОПЕК и ее союзников увеличить поставки, чтобы снизить цены и поддержать восстановление экономики, и эта просьба до сих пор не вызвала особого сочувствия. Нефтяной картель вновь собирается 1 апреля.