Иран: протесты в Захедане
10 февраля известный суннитский священнослужитель Мулана Абдол Хамид косвенно призвал к революционным изменениям иранского режима и попытался расширить свое обращение за пределы иранских суннитов.
10 февраля известный суннитский священнослужитель Мулана Абдол Хамид косвенно призвал к революционным изменениям иранского режима и попытался расширить свое обращение за пределы иранских суннитов.
Абдол Хамид заявил в своей еженедельной пятничной молитвенной проповеди в Захедане, провинция Систан и Белуджистан, что иранское население потеряло надежду на способность режима справиться с текущими экономическими проблемами, и охарактеризовал недавние протесты как экономически мотивированные.
Он раскритиковал военных за чрезмерное участие в управлении страной, заявив, что «военные должны быть активны только на военной арене», тогда как «политики и политические эксперты» должны заниматься политическим управлением страной. Абдол Хамид также заявил, что «политические эксперты», проживающие за пределами страны, должны вернуться в страну и управлять Ираном.
Хотя его комментарии повторяют регулярные призывы обратить вспять «утечку мозгов» в Иране, выделение необходимости возвращения «политических» экспертов предполагает подрыв антизападного идеологического ядра Исламской Республики.
Борьба с «западнизацией» – предполагаемой потерей иранской и исламской идентичности из-за распространения западных идей и практик – была риторической темой Верховного лидера Али Хаменеи и его предшественников. Комментарий Абдол Хамида подрывает идеологию режима.
Абдол Хамид, вероятно, пытался расширить свое влияние за пределы суннитско-иранских общин во время своей пятничной молитвенной проповеди. Абдол Хамид преуменьшил религиозные разногласия в Иране, заявив, что «нет такого понятия, как шииты или сунниты», и что иранский народ «един», добавив, что «чиновники не должны беспокоиться о спорах между шиитами и суннитами».
Он так же заявил, что женщины стали гражданами второго сорта, а сунниты – третьего сорта после исламской революции 1979 года. Возможно, он говорит это, чтобы показать, что его движение стремится удовлетворить жалобы различных угнетенных групп в Иране, помимо суннитской общины.
Пятничная проповедь Абдола Хамида была риторической деэскалацией по сравнению с его твитом от 9 февраля, в котором он заявил о прямой поддержке революционного призыва Мир Хоссейна Мусави к «фундаментальным» изменениям в Иране. Абдол Хамид не упомянул Мусави в своей проповеди 10 февраля, возможно, чтобы избежать отчуждения тех слоев прихожан, которые выступают против этой противоречивой фигуры или Зеленого движения, которое Мусави возглавил в 2009 году. Возможно, Абдул Хамид также упреждал возможность того, что протестующие объединятся вокруг Мусави, что привело бы к тому, что сам Абдол Хамид оказался бы внутри своего собственного движения.
Способность Абдола Хамида к стратегической эскалации и деэскалации против режима и постоянная явка протестующих, которую он обеспечивает в Захедане, подчеркивает мастерство, с которым он руководит антирежимной деятельностью в своей общине.