Согласно новому докладу, автором которого является Таль Бири, «Хезболла» стремится незаметно установить контроль над международным аэропортом Бейрута.
Основной целью «Хезболлы» в настоящее время является установление контроля над международным аэропортом в Бейруте, – говорится в докладе.
Это стало бы еще одним шагом в попытке организации установить контроль над пограничными переходами и распространить свое влияние в Ливане. Доклад, подготовленный исследовательским и образовательным центром «Альма», называется «Как «Хезболла» пытается захватить контроль над международным аэропортом Бейрута».
За последние десятилетия «Хезболла» усилила свою власть и влияние в Ливане. Кроме того, в настоящее время на северной границе с «Хезболлой» наблюдается напряженность.
Поддерживаемый Ираном сирийский режим недавно был вновь включен в Лигу арабских государств. Таким образом, вопрос об аэропорте встает в контексте многих постепенных изменений в регионе.
«Многочисленные израильские авиаудары по сирийской территории, направленные против военной техники и вооружения, поставляемых «Хезболле» по иранскому коридору, заставляют Иран и «Хезболлу» ужесточать контроль над соответствующими альтернативами. Международный аэропорт Бейрута уже давно является альтернативой сухопутному коридору через Сирию, предназначенному для контрабанды военной техники и оружия для «Хезболлы», – говорится в докладе.
Проиранская группировка хочет получить больший контроль над аэропортом и другими контрольно-пропускными пунктами, так как она вовлечена в различные виды деятельности, такие как контрабанда топлива и наркотиков, а также оружия и военной техники.
Хезболла использует гражданское прикрытие
Для достижения своих целей «Хезболла» использует гражданское прикрытие. «Эту цель лично преследуют Хашем Сафи аль-Дин, глава исполнительного совета «Хезболлы», и Хадж Фади (Мухаммад Джафар Кусайр), руководитель подразделения 4400 (контрабандистское подразделение «Хезболлы»)», – говорится в докладе.
Далее отмечается, что для достижения своих целей «Хезболла» действует через известных людей.
«Например, в ливанском правительстве министр общественных работ и транспорта Али Хамиех пытался выступить с инициативой строительства нового терминала в аэропорту. Инициатива исходила от «Хезболлы», и строительство терминала должно было проходить полностью под контролем «Хезболлы». Несмотря на то, что этот проект может не состояться, у «Хезболлы» есть и другие инициативы.
По нашей оценке, частные предприятия и гражданские компании, связанные с «Хезболлой», выступают в качестве доверенных лиц и арендуют для «Хезболлы» недвижимость в аэропорту и рядом с ним», – пишет Бири в отчете Alma. В результате «Хезболла» пытается создать плацдарм в аэропорту и вокруг него. Фактически, «Хезболла» стремится построить для себя «параллельный аэропорт», который будет обслуживать ее без вмешательства внешних сил».
Параллельная система, которую использует «Хезболла», вытесняя Ливанское государство и заполняя его территорию своими инициативами, – это способ формирования подконтрольного ему пространства, который Иран применяет в других регионах региона, например, в Ираке. Это позволяет Ирану помогать «Хезболле» контролировать «цепочку поставок оборудования и оружия», которые Иран направляет в Ливан, отмечается в докладе. Таким образом, «Хезболла» накопила большое количество ракет, снарядов, беспилотников и других материалов.
В отчете говорится, что «с января 2023 г. по настоящее время из Ирана в аэропорт Бейрута было выполнено 76 прямых рейсов».
Перевозчиками на этих рейсах выступали авиакомпании Mahan Air, Iran Air и Meraj. Mahan Air предоставляет «гражданскую платформу прикрытия для контрабанды военного оборудования», отмечается в отчете. Iran Air, также известная как платформа, используемая КСИР, выполнила 35 прямых рейсов в Бейрут с января 2023 года, а Meraj Airlines – 20 рейсов.
Большую тревогу вызывает также содержащееся в докладе утверждение о том, что «Хезболла» использует ресурсы и возможности, предоставляемые США и западными странами в качестве помощи ливанской армии.
Так, например, группировка использует системы связи ливанской армии. Террористическая группировка также «вербовала офицеров ливанских ВВС и ВМС, чтобы получить доступ к военным радарам, предоставленным, в частности, Соединенными Штатами ливанской армии». В отчете указывается на завербованного «Хезболлой» офицера, который «позволяет «Хезболле» получить доступ к воздушным радарам аэропорта».
Мало ограничений для власти «Хезболлы»
«В целом картина выглядит так: «Хезболла» практически не имеет ограничений для медленного усиления своей власти в стране по мере проникновения во все ключевые районы Ливана. Контроль над пунктами пересечения границы и возможность координировать с Ираном коммерческие рейсы, служащие прикрытием для перевозки оружия, представляют собой серьезную угрозу (для оппонентов «Хезболлы»). Она вербует персонал и управляет персоналом аэропортов для своих нужд через свое подразделение безопасности», – говорится в отчете.
«На сегодняшний день международный аэропорт Ливана находится не только под управлением ливанского правительства. Полноправным партнером в управлении аэропортом является «Хезболла». Более того, группировка стремится построить «параллельный аэропорт», который будет обслуживать ее без вмешательства извне», – заключает исследователь.
Роль организации в управлении важнейшими регионами и государственными структурами, а так же противоречия, связанные с «Хезболлой» и аэропортом, не являются новостью. В январе в газете Le Orient-Le Jour появилось сообщение о том, что «Хезболла» обеспокоена назначением нового начальника службы безопасности аэропорта. В прошлом году появились сообщения о напряженности в отношениях с Израилем по вопросу аэропорта. Тогда говорилось, что через аэропорт в Бейрут может доставляться оружие, принадлежащее КСИР. В декабре прошлого года Центр «Альма» также обратил внимание на возможную роль Mahan Air в транспортировке оружия.