Эфиопия приближается к гражданской войне
Премьер-министр противостоит Тыграй - беспокойному региону, который будет нелегко подчинить.
Премьер-министр противостоит Тыграй - беспокойному региону, который будет нелегко подчинить.
Уже несколько дней сигнальные огни мигали красным. Ранним утром 29 октября генерал федеральной армии Эфиопии вылетел в северный район Тыграй, чтобы занять свой новый пост заместителя командующего силами в этом регионе. Ему было отказано во въезде. В Мекелле, столице региона, ходили слухи о передвижении войск через государственную границу в районе Амхары, а также в Эритрее – стране, расположенной к северу от нее. По всему Тыграй молодые люди были вооружены и обучены. 2 ноября ее президент заявил, что регион готовится к войне.
Возможно, война уже началась. 4 ноября премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед приказал своим войскам нанести удар в ответ на то, что он назвал атакой правящей партии региона Тыграй на базу, где размещались федеральные войска. «Красная линия» пересечена», – сказал он. Ранние сообщения свидетельствуют о том, что в районе Мекелле и на границе с Амхарой произошла интенсивная артиллерийская перестрелка. Интернет и телефонная сеть в Тиграй отключены. Абий объявил в регионе чрезвычайное положение. В телеобращении он сказал, что в результате боевых действий были жертвы, хотя и не уточнил, сколько именно. Неясно, ограничится ли конфликт короткой стычкой или может перерасти в полномасштабную войну.
Последняя эскалация произошла после нескольких месяцев ожесточенной вражды между Абием и лидерами Народного фронта освобождения Тыграй (НФОТ) – вооруженной группировки, которая превратилась в политическую партию после того, как возглавила восстание, свергнувшее Дерг – марксистско-ленинскую хунту – в 1991 году. С тех пор в течение почти трех десятилетий НФОТ командовала федеральным правительством, прежде чем массовые протесты в 2018 году среди народности оромо, которая составляют примерно треть населения Эфиопии, вынудили его уступить место Абию.
Администрация Абия рассматривает НФОТ как спойлеров, которые саботируют хрупкий переход Эфиопии к демократии. НФОТ, напротив, рассматривает Абия как узурпатора, решившего разорвать конституцию, которая гарантирует самоуправление для каждого из девяти этнических штатов Эфиопии и даже право на отделение. Когда центральное правительство отложило выборы в начале этого года, сославшись на covid-19, НФОТ обвинил Абия в интригах, направленных на продление его срока пребывания на посту.
Вражда достигла апогея в сентябре, когда регион Тыграй бросил вызов федеральному правительству и решил провести свои собственные региональные выборы. Вместо того чтобы спокойно принять результат, центральное правительство заявило, что это незаконно. Федеральный парламент проголосовал за изоляцию лидеров Тыграй. Министерство финансов в Аддис-Абебе прекратило давать деньги региональному правительству и приступило к реализации планов по направлению средств непосредственно местным властям. Оно блокировало социальные выплаты бедным фермерам и пытается помешать инвесторам и даже некоторым туристам путешествовать в Мекелле.
В НФОТ заявили, что сокращение федерального финансирования равносильно объявлению войны. Они призвали Абия уйти в отставку и заменить его временным правительством. Хотя премьер-министр неоднократно исключал вооруженное вмешательство, парламент недавно санкционировал его. Обе стороны напрягают мускулы, демонстрируя военную силу. «Если Абий захочет бороться с нами, мы заплатим ему его монетой», - сказал в конце октября Гетачев Реда, высокопоставленный чиновник НФОТ.
Это не единственный конфликт, который разрывает по швам эфиопское государство. Абий также ведет войну против вооруженных сепаратистов в своем собственном регионе Оромия, крупнейшем в стране. Он изо всех сил пытается подавить народные протесты против его правления там и в других местах. За последние несколько недель произошло несколько массовых убийств, в основном амхарцев. 1 ноября вооруженные люди убили десятки женщин и детей в школьном дворе в Западной Оромии, сообщает Amnesty International.
Федеральное правительство утверждает, что НФОТ подпитывает эти конфликты, вооружая и обучая оппозиционные группы, хотя убедительных доказательств этому пока нет. Это, по словам федералов, оправдывает их действия. 2 ноября союзники Абия в Амхаре призвали его покончить с НФОТ раз и навсегда. Парламент предложил объявить НФОТ террористической организацией.
Абий, возможно, надеется восстановить контроль над Тыграй быстрым ударом. Но три фактора делают конфликт с НФОТ особенно опасным.
Во-первых, НФОТ является на сегодняшний день наиболее хорошо оснащенной и самой мощной из оппозиционных сил Эфиопии. Хотя тыграйцы составляют менее 10% населения Эфиопии, военизированные формирования региона возглавляются ветеранами как длительной борьбы с Дерг, так и разрушительной войны с Эритреей, которая велась в основном между 1998 и 2000 годами. Говорят, что офицеры Тыграй, изгнанные Абием из федеральной армии, вернулись в Тыграй, чтобы обучать и организовывать новых рекрутов. Хотя конституция позволяет каждому региону иметь свои собственные силы безопасности, канцелярия премьер-министра обвинила НФОТ в неконституционном вооружении и организации нерегулярных ополченцев.
Кроме того, Тыграй является также базой для наиболее мощных подразделений эфиопской армии, насчитывающих более половины ее солдат. Организованные в Северное командование, они несли основную тяжесть боевых действий против Эритреи. НФОТ считает, что многие офицеры и солдаты Северного командования перейдут на другую сторону или взбунтуются, если Абий прикажет им сражаться против Тыграй. 4 ноября государственный представитель Тыграй заявил, что многие офицеры и другие чины уже дезертировали. Федеральное правительство это отрицает.
Третий фактор – это Эритрея. В 2018 году Абий положил конец холодной войне между странами, подписав мирное соглашение со стареющим диктатором Эритреи Исайасом Афеворки, за что Абий был удостоен Нобелевской премии годом позже. Но Исайя, чья вражда с НФОТ тянется уже несколько десятилетий, не проявляет особого стремления к миру. Вместо этого он увеличил свои усилия, чтобы свергнуть своих старых врагов, и развернулся в сторону Абия. 31 октября правительство Эритреи объявило, что НФОТ находится на смертном одре. Эритрейские войска, как утверждается, проводят провокационные маневры вдоль границы. «Тыграй готовится к войне на два фронта», – говорит Фетсум Берхане, активист движения "Тыграй".
Обе стороны утверждают, что сделали все возможное для предотвращения эскалации конфликта. «Мы хотим избежать кровопролития», – сказал недавно в Мекелле Сейюм Месфин, бывший министр иностранных дел Эфиопии. Он подчеркнул, что НФОТ хочет диалога, но со всеми сторонами на равных основаниях. Офис Абия, со своей стороны, утверждает, что правительство сохранило политику терпения, но что война не может быть предотвращена доброй волей только одной стороны. Он настаивает на том, что армия действовала, чтобы спасти страну и регион от спирали нестабильности. По мере того как обе стороны приближаются к войне, некоторые слышат в этом отголоски 1998 года. Именно тогда Эфиопия и Эритрея вступили в катастрофический конфликт.