Будет ли война между Ираном и Израилем?

В пятницу из Ливана по северному Израилю был произведен мощный залп из почти 20 ракет, приведший в действие Железный купол и включивший сирены по всему району.

Ответственность за ракетные обстрелы взяла на себя про-иранская группировка «Хезболла».

Система противоракетной обороны «Железный купол» перехватила 10 ракет, 6 из которых упали на открытой местности близ Хар-Дова на ливанской границе. Остальные упали в Ливане.

Сирены о приближающихся ракетах были активированы в северных израильских общинах, граничащих с ливанской и сирийской границами, включая Эйн-Кунию, Неве-Атив и Снир, недалеко от северной границы Израиля с Ливаном и Сирией.

Пострадавших нет.

Представитель Армии обороны Израиля (АОИ) бригадный генерал Ран Кохав сообщил журналистам, что «Хезболла» намеренно вела огонь по открытым районам, а не по мирным жителям.

«Если бы «Хезболла» хотела провести значительный ответный удар, у них была возможность сделать это», – сказал он. По словам Кохава, ливанские вооруженные силы обнаружили мобильную многоствольную ракетную установку и боевиков «Хезболлы», которые совершили нападение.

Первоначально АОИ ответила артиллерийским огнем в направлении фермерских хозяйств горы Дов – Шебаа в Ливане, откуда был произведен ракетный обстрел.

Премьер-министр Израиля Нафтали Беннетт созвал экстренное совещание старших должностных лиц в военном штабе Кирья в Тель-Авиве, включая министра обороны Бенни Ганца, начальника штаба Армии обороны Израиля генерал-лейтенанта Авива Кохави и других, чтобы обсудить варианты действий Израиля.

Это шестое подобное нападение за последние месяцы и первое, когда «Хезболла» заявила, что за ним стоит.

Согласно заявлению, опубликованному группировкой, заградительный огонь был произведен в ответ на авиаудары ВВС Израиля, нанесенные рано утром в четверг после того, как палестинские боевики выпустили три ракеты в направлении северного израильского города Кирьят-Шмона в среду.

Первоначально АОИ нанесли ответный удар в среду, выпустив около 100 артиллерийских снарядов в сторону стартовых площадок, а затем нанесла авиаудары.

Удары были нанесены по районам, из которых были выпущены ракеты, а также по другим местам, откуда ракеты были выпущены в прошлом. «ВВС также нанесли удар по дополнительной инфраструктуре, используемой для терроризма», – говорится в заявлении, опубликованном военными.

По словам представителя Армии обороны Израиля бригадного генерала Рана Кохава: «Хезболла попыталась показать, что она реагирует на эти нападения» и что у группировки «нет другого выбора, кроме как ответить» на израильские удары.

«Мы не заинтересованы в эскалации, но мы будем продолжать работать над тем, чтобы северная граница не превратилась в линию конфронтации, – сказал он. – Мы не согласимся с тем, что это продолжается; что каждые две-три недели идет стрельба в северном направлении».

В пятницу жителям Кирьят-Шмона были направлены инструкции, в которых говорилось, что убежища, открытые во вторник после ракетного обстрела в предыдущие дни, останутся открытыми в выходные, чтобы дать жителям ощущение безопасности. Мэр Авихай Штерн и глава муниципального штаба Декель Арье находятся в постоянном контакте с военными чиновниками.

В заявлении в Twitter Силы безопасности ООН в Ливане назвали ракетный обстрел «очень серьезной ситуацией» и призвали обе стороны к прекращению огня.

«Мы не заинтересованы в эскалации, но мы будем продолжать работать над тем, чтобы северная граница не превратилась в линию конфронтации, – сказал Кохав, подчеркнув, что «ни одна сторона не хочет войны, но, с другой стороны, мы не готовы принять продолжение ракетных обстрелов».

«Израиль готов нанести удар по Ирану, чтобы остановить его агрессию и ядерную программу», – заявил министр обороны Израиля, Бенни Ганц.

Напряженность между двумя странами продолжает расти после смертоносной атаки [иранского] беспилотника восемь дней назад на гражданское коммерческое судно в Персидском заливе.

В разговоре с Ynet, Ганц получил вопрос от Аттилы Сомфалви, готов ли Иерусалим нанести удар по Тегерану, на что он ответил утвердительно, заявив, что «Исламская Республика представляет угрозу для страны, Ближнего Востока и всего мира».

Израиль считает ядерную программу Ирана проблемой №1, и хотя Тегеран всегда отрицал стремление получить ядерное оружие, известно так же, что он продолжает развивать возможности для создания арсенала ядерного оружия, а также баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки.

«Иран – это международная и региональная проблема, – сказал Ганц. – Мир стал свидетелем одного из примеров этого в пятницу», во время смертоносной атаки на танкер на Мерсер-стрит, которая была совершена дроном-смертником. «Это может случиться с каждым».

Ганц сказал, что новый президент Ирана Эбрахим Раиси, который в четверг сменил на посту умеренного Хасана Роухани, может привести Иран к еще более экстремальной региональной политике и политике безопасности.

Я говорю миру: «Обратите внимание, – сказал министр обороны. – Это приближается».

В ответ на комментарий Ганца об ударе по Ирану, Организация Объединенных Наций призвала все стороны к деэскалации ситуации.

Дипломатические действия, однако, зашли в тупик.

Израиль хочет, чтобы СБ ООН в составе 15 членов провел заседание по вопросу о том, что он называет иранским морским «терроризмом», и осудил подобные нападения на торговые суда.

В частности, речь идет об атаке беспилотника 29 июля на судно Mercer Street, танкер для нефтепродуктов под либерийским флагом, принадлежащий Японии и управляемый израильской компанией Zodiac Maritime. В результате нападения погибли два члена экипажа – гражданин Великобритании и гражданин Румынии.

Соединенные Штаты и Великобритания, которые считают, что за атакой беспилотника стоит Иран, также хотят, чтобы СБ ООН был созван для обсуждения случившегося.

Великобритания планирует поднять вопрос об иранских морских атаках на закрытом заседании СБ ООН в пятницу. Ожидается, что другие государства-члены также выскажут свое мнение.

В настоящее время никаких действий не может быть предпринято из-за ожидаемого противодействия со стороны России и Китая.

«Есть много противоречивой информации, – сказал журналистам в среду заместитель российского посла в ООН Дмитрий Полянский. – Анализ в духе «высокой вероятности» мы полностью отвергаем. Нам нужно установить факты... нам не нужно спешить с какими-либо выводами или действиями, не имея доказательств того, что произошло».

Ганц также предупредил, что Израиль должен продолжать развивать свои способности справляться с многочисленными фронтами, «потому что это будущее». Иран стремится бросить Израилю вызов на нескольких фронтах и поэтому наращивает свои силы в Ливане и Газе, развертывает военизированные формирования в Сирии и Ираке и поддерживает своих сторонников в Йемене. Иран – это глобальная и региональная проблема и вызов Израилю. Израиль, по его словам, противостоит иранской угрозе активными действиями против его ставленников в Сирии, Ливане и Газе.

«В конце концов, когда боевик палестинского «Исламского джихада» в Газе обстреливает Израиль, он делает это при поддержке Ирана, – сказал министр обороны. – Мы знаем это и занимаемся этим на разных уровнях, различными средствами и в разных местах», – сказал он, добавив, что Израиль будет продолжать действовать.

Выступая в среду перед группой дипломатов из государств, входящих в Совет Безопасности ООН, Ганц предупредил, что Иран «нарушил все руководящие принципы JCPOA [Совместного всеобъемлющего плана действий или Ядерной сделки] и находится всего в 10 неделях от получения материалов оружейного качества, необходимых для создания оружия».