Эрдогана можно победить
Демонстрация своих возможностей на местных выборах главной оппозиционной партией Турции может указывать на будущую тенденцию, если новые мэры дадут избирателям то, что они хотят.
Демонстрация своих возможностей на местных выборах главной оппозиционной партией Турции может указывать на будущую тенденцию, если новые мэры дадут избирателям то, что они хотят.
В то время как главный оппозиционный кандидат в мэры Стамбула призывал правящую партию страны признать поражение на фоне обсуждения пересчета голосов в воскресенье, один из его сторонников – местный житель, назвавший себя Айтак, – сказал, что его единомышленники, которые прежде держались подальше от выборов, внезапно стали смотреть вперед, ожидая следующее голосование: «Они теряли надежду, но я уверен в том, что после случившегося на последних выборах они обязательно придут голосовать на следующих выборах».
Победа оппозиционной Республиканской народной партии (РНП) в Стамбуле положила бы конец 20-летнему контролю над этим мегаполисом со стороны Партии справедливости и Развития (ПСР) президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
"Я не думал, что у нас есть шанс, что мы сможем победить, потому что это правление продолжалось 20 лет. Случившее – большое дело для Стамбула. Я так надеюсь теперь на будущее», – сказал Айтак.
Жители крупнейшего города Турции и важнейшего экономического центра страны до сих пор не знают, кто будет их следующим мэром. По всему городу вывешены плакаты кандидата от РНП Экрема Имамоглу и кандидата от ПСР, бывшего премьер-министра Бинали Йылдырыма.
Имамоглу, который выиграл выборы менее чем на 1 процентный пункт, согласно первоначальным результатам, настаивает на том, что он будет мэром после пересчета голосов. Есть также частичные пересчеты голосов в Анкаре, где кандидат от РНП получил на 4 процента больше, чем оппонент из ПСР.
Пресс-секретарь ПСР Омер Селик сказал журналистам в субботу, что его партия примет результаты пересчетов.
Оппозицию долго критиковали за то, что она разделена и дезорганизована, заставляя даже сторонников скептически относиться к любой возможности успеха.
Унал Чевикоз, член парламента, представляющий район Стамбула, и заместитель председателя комитета по иностранным делам РНП, говорит, что после местных выборов, которые прошли 31 марта, вырос интерес к деятельности партии. Он ссылается на рост заявок на участие в пересчете голосов: «Многие избиратели теперь видят, что Эрдогана можно победить и тенденция голосования против Эрдогана и против ПСР наберет обороты».
Чевикоз заявил, что партия изменила свою стратегию по ряду важнейших направлений, например, выдвинула кандидатов, имеющих опыт работы в местных округах, с тем, чтобы показать избирателям, что они способны возглавить муниципальное правительство.
Еще одно изменение произошло в коммуникационной стратегии.
«Наши кандидаты встречались с людьми на улице, разговаривали с ними, спрашивали их мнение и делились своими проблемами», – сказал Чевикоз, добавив, что партия сделала упор на практические вопросы политики – такие как дорогостоящие строительные проекты.
Кроме того, победа РНП стала результатом сотрудничества оппозиционных партий, договорившихся о выставлении и поддержке определенных кандидатов – тех, кто имеет наибольшие шансы на победу.
В то же время Чен Сельчуки, социолог и генеральный директор консалтингового агентства по связям с общественностью Istanbul Economics Research, предупредил, что победы РНП не будут автоматически трансформироваться в будущий успех. Он сказал:
«Они могут хорошо работать в течение следующих пяти лет и превратить свои победы во что-то гораздо большее, также они могут испортить муниципальное управление, и все это пройдет впустую».
Если оппозиция получит контроль как над Анкарой, так и над Стамбулом, обширные президентские полномочия Эрдогана не станут меньше, поскольку его партия вместе со своим ультранационалистическим партнером по коалиции ПНД (Партия националистического движения) выиграла более 51% муниципальных голосов. Тем не менее победа в крупнейших городах Турции может дать РНП преимущества в глазах тех, кто выступает против происламистских позиций президента Эрдогана.