США подталкивают ливийских ополченцев Хафтара к самороспуску
Американские официальные лица подталкивают Ливийскую национальную армию (ЛНА) полевого командира Халифы Хафтара к демобилизации. Это происходило на виртуальной встрече в среду.
Американские официальные лица подталкивают Ливийскую национальную армию (ЛНА) полевого командира Халифы Хафтара к демобилизации. Это происходило на виртуальной встрече в среду.
«Американская сторона подтвердила, что вооруженные группировки, которые пытаются испортить политический процесс или участвовать в дестабилизирующих актах, нетерпимы и рискуют попасть под международные санкции», – заявил Госдепартамент, объявляя о встрече.
Эта встреча последовала за аналогичным виртуальным саммитом на прошлой неделе, где американские официальные лица выступили с аналогичным предупреждением в адрес признанного ООН Ливийского Правительства национального согласия (ПНС).
Почему это имеет значение: Соединенные Штаты настаивают на дипломатическом решении ливийского конфликта, поскольку региональные державы продолжают подпитывать то, что превратилось в быстро эскалирующуюся опосредованную войну, – этот момент Госдепартамент подчеркнул на встрече.
«Американская делегация подчеркнула, что связь ЛНА с группой «Вагнер» – доверенным лицом российского Министерства обороны, – и сохранение режима прекращения добычи нефти, противоречат интересам США и Ливии, подрывают суверенитет Ливии и увеличивают риск конфликта, который может нанести ущерб критически важной нефтяной инфраструктуре», – говорится в заявлении Госдепартамента.
Объединенные Арабские Эмираты также присоединились к России, подержав Хафтара. А наступление поддерживаемого Турцией ПНС на Сирт – стратегические ворота к крупным нефтяным объектам – побудило Египет пригрозить развернуть войска в этом регионе [на территории Ливии].
Что дальше: делегация США «подчеркнула оппозицию любому иностранному вмешательству в Ливии и обсудила вопрос о немедленном прекращении огня и возвращении к переговорам по безопасности и политическим вопросам при содействии ООН».
Примечание
Накануне выборов президент США Дональд Трамп не заинтересован в масштабном конфликте в Ливии, который может обернуться военными действиями между несколькими крупными государствами, включая Турцию, Египет и Россию. Это может оказать непредсказуемое влияние на события во всем мире. Поэтому в настоящее время США оказывают давление на всех участников конфликта с целью его замораживания. Однако не ясно, принесет ли это какие-либо результаты.
Турция, вместе с ПНС, продолжает готовить наступление в Ливии на Сирт и Джуфру. Она продолжает наращивать в Ливии свое военное присутствие, перебрасывая туда оружие, штабы и наемников из Сирии и Йемена. По мнению наблюдателей, она не воспринимает всерьез угрозы Египта, который заявил, что в случае атаки на Сирт он готов ввести в центральную Ливию войска. Она так же не воспринимает всерьез и угрозу применения против нее российских боевых самолетов, переброшенных в Джуфру на помощь Хафтару. Кроме того, возможно одновременное скоординированное наступление против турецких и про-турецких сил со стороны Египта в районе Сирта и Джуфры в Ливии и Асада в Сирии в районе Идлиба. Такая наступательная операция возможна, как и отдельная операция Египта, в качестве реакции на турецкую атаку, в том случае, если на это будут выделены деньги главным соперником Турции – Эмиратами. Примером подобной операции стало наступление Асада на Идлиб в январе-феврале, когда ОАЭ выделили Асаду до 5 млрд. долларов.
Главная проблема в том, что в Анкаре не воспринимают всерьез подобные угрозы, а насколько они реальны – никому неизвестно. Кроме того, согласно сведеньям, опубликованным в книге бывшего советника Трампа по нацбезопасности Джона Болтона, администрация Трампа твердо взяла курс на поддержку Турции. Это так же может спровоцировать Турцию на жесткие действия в Ливии.
Так же этому может способствовать улучшение отношений между Турцией и Ираном – от возобновления поставок иранского газа в Турцию до совместных операций против Рабочей партии Курдистан (РПК) в северном Ираке. Иран осторожно поддержал позицию Турции в Ливии.