Почему президент Турции упивается теориями заговора
Политические провокации стали излюбленной стратегией Эрдогана на фоне кризиса власти.
Политические провокации стали излюбленной стратегией Эрдогана на фоне кризиса власти.
Очередная вспышка гнева у переменчивого лидера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана: «Что это еще за альянс НАТО!? – заявил он в середине февраля во время предвыборного митинга. – Вы отправили террористам около 23 000 грузовиков с оружием и военной техникой через Ирак, но, если мы попросим, вы даже не продадите их нам».
На первый взгляд, это нонсенс. США начали оказывать поддержку сирийским курдам в борьбе с ИГИЛ* на фоне осады Кобани в 2014–2015 годах, в ходе которой сирийские курды заняли свои позиции и в конечном итоге дали отпор нападению «Исламского государства» на этот приграничный город. Турция не только отказывалась поддержать сопротивление в течение большей части осады, но и позволила использовать свою границу для поддержки и снабжения Исламского государства вооружением и продовольствием. 90 процентов иностранных боевиков пересекли в то время турецкую границу, часто при содействии турецкого правительства.
Хотя Эрдоган считает сирийских курдов террористами из-за их связей с Рабочей партией Курдистана (РПК) в Турции, его настойчивое требование, чтобы все сирийские курды были заклеймены как террористы из-за их этнической принадлежности, подрывает серьезность, с которой рассматриваются его дипломатические шаги. Также и стремление его собственных сил участвовать в этнической и культурной чистке исторически курдских городов и деревень в Сирии, оккупированных на предполагаемых антитеррористических основаниях, вызывает вопросы.
Более серьезная причина западного и европейского скептицизма по отношению к жалобам Эрдогана – растущее свидетельство того, что большая часть терроризма, на который жалуется Эрдоган, на самом деле спонсируется самим Эрдоганом и используется им как средство демонизации политических врагов и как способ подпитки чрезвычайных ситуаций, которые позволяют ему консолидировать власть. По сути, Эрдоган стал коробейником XXI века, продающим стретегию «поджог Рейхстага». Точно так же немецкие нацисты обвиняли соперников в поджоге здания Рейхстага – парламента Германии и использовали кризис для приостановки гражданских свобод и углубления нацистского контроля над государством. Эрдоган неоднократно поощрял ложные заговоры, чтобы укрепить свой контроль над Турцией.
Турецкое правительство (первоначально, возможно, при поддержке своих тогдашних союзников из движения клирика Фетхуллаха Гюлена) выдвигало явно ложные обвинения против военных по двум заговорам с целью маргинализации сторонников светского государства в турецких вооруженных силах. К тому времени, когда заговоры были раскрыты, Эрдогану удалось разрушить карьеру своих оппонентов и использовать обвинения против них для ускорения демонтажа системы сдержек и противовесов, которая рассматривала армию в качестве гаранта Конституции.
Не случайно самые страшные теракты в Турции происходят перед выборами. Рассмотрим взрыв в октябре 2015 года, произошедший на митинге в Анкаре. Участники собрания требовали мира. Хотя, это нападение совершило Исламское государство, представление о том, что Эрдоган несет за него ответственность, не является теорией заговора. Ahval – это профессионально управляемый независимый новостной портал. Он сообщает новости, которые Эрдоган больше не позволяет освещать турецким газетам. Именно Ahval показал отчет разведки Евросоюза, в котором указано, что «определенные силы в ПСР (правящая в Турции Партия справедливости и развития) отправили заказ в Исламское государство».
Была еще неудачная попытка переворота в июле 2016 года, которую Эрдоган использовал как для чистки рядов оппонентов, так и для объявления чрезвычайного положения. Это позволило ему добиться на практике того, что запрещалось турецким законодательством. В то время как Эрдоган обвинил в перевороте своего временного союзника Гюлена (некоторые гюленисты, может быть, действительно принимали участие в событиях), рассказы турецкого президента поддерживала и усиливала турецкая пресса. Однако эти истории не выглядят более реалистично, чем другие, связанные с прошлыми попытками заговора и якобы имевшимися намерениями заговорщиков бомбить Анкару. В действительности, многие вопросы остаются без ответа.
Непростительное задержание пастора Эндрю Брансона (сейчас он на свободе), а также продолжающееся задержание других американских граждан, таких как ученый НАСА Серкан Голге, отражает желание Эрдогана поощрять антиамериканизм и подпитывать параноидальные фантазии его последователей.
Эрдоган теперь может развивать новую теорию заговора – о якобы поддержке терроризма руководством США и НАТО. И он будет подпитывать таким способом эндемичный антиамериканизм внутри Турции. С этим ничего не поделаешь, кроме одного: нужно четко, настойчиво и ежедневно давать отпор подобным теориям, чтобы разоблачить в глазах турок ложь Эрдогана. Но поскольку турецкая экономика балансирует на грани кризиса, а турецкие силы все больше увязают в Сирии и Иракском Курдистане, Эрдоган, конечно, не заинтересован в правде. Его единственной реальной целью остается разжигание пламени ненависти – с тем, чтобы отвлечь население страны от собственной печальной экономической и военной истории.
*- террористическая организация, запрещенная на территории РФ