Режим Асада не колеблясь использовал все необходимое для того, чтобы остановить сирийскую революцию, включая применение химического оружия, сектантских ополченцев и иностранные армии.
Результаты были катастрофическими. Почти вся национальная инфраструктура Сирии была разрушена, миллионы людей были перемещены, тысячи других погибли, и в стране развернулись масштабные демографические изменения. Но исход был не совсем негативным для Асада.
Дикость, с которой он ответил, послала важный сигнал его коллегам на Ближнем Востоке: я здесь, чтобы остаться. Тактика Асада также помогла другим арабским режимам подавить свои собственные внутренние демонстрации и отпугнуть протестующих.
Однако то, что сейчас происходит в Судане и Алжире, серьезно подрывает доктрину Асада. Алжир, например, является одной из немногих стран, которые поддержали режим Асада. Алжир несколько раз выступал на стороне Асада в Организации Объединенных Наций, когда Генеральная Ассамблея пыталась осудить Сирию и создать международную комиссию по расследованию действий режима.
Аналогичным образом, свергнутый президент Судана Омар аль-Башир поддерживал тесные отношения с Дамаском и даже посетил Асада в декабре прошлого года в знак поддержки.
Падение обоих этих лидеров создает проблемы для Асада. Во-первых, он потерял некоторых из своих ближайших союзников в арабском мире. Во-вторых, и, возможно, более важно, Асад является свидетелем новой волны политических протестов, которые могут просочиться в его собственную страну.
Народы Ближнего Востока извлекли уроки из предыдущих попыток восстания. Они больше не считают своих вождей богами. Они отказываются принять военные режимы вместо свергнутых диктаторов. И они устали от своих старых лидеров. Поскольку Асад клянется восстановить полный контроль над территорией Сирии, он может столкнуться с новой революцией у себя дома. Война Асада может закончиться, но битва за стабильность его режима будет продолжаться.