От Курдистана до Великобритании – значение голодовок
«Мы находимся сейчас в точке, откуда начнем видеть наступление новой эры сопротивления фашизму и реакционным силам капиталистической современности».
«Мы находимся сейчас в точке, откуда начнем видеть наступление новой эры сопротивления фашизму и реакционным силам капиталистической современности».
Только благодаря нашим знаниям и пониманию нашей собственной истории мы можем увидеть, какое воздействие голодовки могут оказать на борьбу с угнетением и тиранией. Эти акты сформировали и переосмыслили нашу собственную историю борьбы.
В последние дни тысячи курдов и их сторонников по всему миру завершили шестимесячную борьбу против фашистской Турции, используя политическую стратегию голодовок. С осени прошлого года депутат ДПН Лейла Гювен вместе с другими товарищами из Турции, Курдистана, Уэльса, Германии и других стран объявили бессрочные голодовки, чтобы положить конец изоляции Абдуллы Оджалана, революционного и идеологического представителя борьбы курдов за свободу. Тридцать из этих товарищей объявили голодовки до смерти, и восемь товарищей пожертвовали собой ради достижения этой революционной цели. Теперь, когда Оджалан находится в контакте со своими адвокатами и по собственной воле призвал к прекращению голодовок, товарищи заканчивают свою долгую борьбу.
В то время как поддержка голодовок была весьма сильной во многих общинах по всему миру, освещение акций протеста, как в британских средствах массовой информации, так и в радикальных левых общинах было не столь сильным, как это могло бы быть. Исключением является Уэльс, где поддержка сопротивления, реализованного голодающим Имамом Шишом, привела к тому, что Валлийская Ассамблея осудила действия диктатора Эрдогана и сделала Уэльс одним из первых, кто продемонстрировал свою поддержку курдскому делу.
Голодовки в британском обществе всегда являются предметом многочисленных споров: многие рассматривают подобный акт как фанатичный подход к решению политических задач, в то время как другие считают жизнь важной до такой степени, что они видят в акте голодовки не более чем самоубийственный подход к сопротивлению. Многие также рассматривают голодовки как странное явление, не имеющее никакого отношения к нашему собственному обществу или истории нашего народа. Но это очень далеко от истины.
Чтобы понять это, нам нужно оглянуться на нашу собственную историю. Со времен Британской Империи и до политических потрясений времен Тэтчер голодовки играли важную роль в нашей истории. Голодовки помогли изменить политический дискурс нашего общества. Это невозможно отрицать. Оглядываясь на нашу историю, можно вспомнить многие крупные движения – от движения за избирательные права женщин до освобождения Индии и Ирландии от британского колониализма. В каждом из этих примеров борьбы были голодовки.
Во время движения за избирательное право женщин ЖСПУ (Женский социальный и политический союз), известный как суфражистки, участвовал в акциях против государства, использовал методы прямых действий, которые включали в себя разбивание окон, поджоги и нападение на полицейских без нанесения вреда. Эти действия в конечном итоге вызвали гнев патриархального британского государства, и многие члены ЖСПУ были заключены в тюрьму. В ответ на жестокое наказание и жестокое обращение со стороны правительства в отношении суфражисток заключенные члены ЖСПУ начали кампанию голодовок. В результате некоторые женщины были освобождены, и это привело к тому, что политика заключения суфражисток стала бесполезной. Чтобы воспрепятствовать этим действиям, власти начали проводить политику принудительного кормления голодающих с помощью трубок. Этот акт пыток, который был использован на регулярной основе и вызывал болезни среди голодающих, оказал обратный эффект на британское правительство, поскольку это еще больше подчеркнуло обществу угнетение женщин в тюремной системе.
Учитывая растущее общественное несогласие с тактикой насильственного кормления и решимость суфражисток продолжать голодовку, британское правительство, возглавляемое Либеральной партией, через парламент ввело новую политику, известную как закон "кошки-мышки". Идея этого закона состояла в том, чтобы разрешить освобождение заключенных, но с условием, чтобы их снова посадили в тюрьму, как только они оправятся от последствий голодовки. Правительство надеялось, что с помощью этого закона они смогут ослабить последствия голодовок и восстановить утраченную поддержку Либеральной партии среди избирателей-мужчин, которые к этому времени подвергли критике акт насильственного кормления женщин-заключенных. Это обернулось против них, и поддержка Либеральной партии сократилась еще больше.
Во времена британского колониального правления в Индии также проводились голодовки против тирании и угнетения со стороны Британской империи. Многие знают о Ганди и голодовке, которую он предпринял, но были и другие. Одним из примеров был Бхагат Сингх. Сингх был активным участником движения за независимость Индии. Он был энергичным и решительным революционером. В отличие от Ганди, который склонялся к пацифизму, Сингх был более привержен идеям социализма и считал, что только через революционную войну Индия может быть освобождена от британского колониального правления.
Он был задержан по обвинению в убийстве инспектора британской полиции Сондерса и Чанана Сингха, был арестован и доставлен в тюрьму в Пенджабе. Там вместе с другими заключенными он начал голодовку. Он объявил голодовку, чтобы поднять голос против антисанитарных и нездоровых условий содержания в тюрьме. Одежда, комнаты и все необходимое, предоставленное властями, было грязным и непригодным для использования. Кроме того, их принуждали к чрезмерному физическому труду, который был невыносим и мучителен не только для Сингха, но и для многих других заключенных.
Бхагат начал голодовку в июне 1929 года, и ему удалось завоевать симпатии и поддержку общественности. Джавахарлал Неру, который впоследствии стал первым премьер-министром Индии, посетил Сингха в тюрьме и был глубоко тронут, когда увидел, как ему больно. Как и в случае с суфражистками ранее, британское правительство планировало использовать тактику противодействия протестующим. Одним из примеров было поставить еду перед Сингхом и другими голодающими, чтобы сломить их дух, но эта тактика не принесла успеха: никто из них не ел. Даже после судебного разбирательства, на котором он был вынужден присутствовать, несмотря на плохое здоровье, и перевода в другую тюрьму, Сингх продолжал голодовку. К этому времени он похудел на 14 фунтов. Это еще больше подпитывало его популярность, которая пересекала границы Пенджаба. Только по настоянию собственного отца Сингх решил прекратить борьбу, и в октябре 1929 года, спустя 116 дней, голодовка закончилась.
Перенесемся в 1980-е годы. Тогда продолжалась война между Временной ИРА и британским государством за воссоединение Ирландии, многие ирландские республиканские боевики были арестованы и содержались властями в тюрьме Мейз. Находясь в тюрьме, заключенные ирландские республиканцы начали серию акций протеста, проводившихся в течение пяти лет. Протесты начались со всеобщей акции в 1976 году, когда британское правительство отменило особый статус для осужденных военизированных заключенных. Это привело к двум отдельным голодовкам, организованным заключенными, которые являлись членами Временной ИРА и Ирландской национально-освободительной армии (ИНОА). Первая голодовка состоялась в 1980 году, в ней приняли участие семь заключенных. Однако акция закончилась, когда британское правительство решило сделать предложение в обмен на то, чтобы заключенные сняли свои требования. Однако это не продлилось долго.
Когда правительство впоследствии опубликовало детали соглашения, это привело ко второй голодовке, которая началась в 1981 году и возглавлялась Бобби Сэндсом. Эта голодовка в конечном счете стала интенсивным конфликтом между ирландскими республиканцами и британским премьер-министром того времени Маргарет Тэтчер. Она привела к усилению поддержки ирландских республиканцев, и Бобби Сэндс, один из самых известных голодающих в истории, был избран членом парламента во время акции протеста. Это событие начало привлекать интерес средств массовой информации со всего мира. Однако Тэтчер все равно не сдалась и отказалась выполнять требования заключенных. В итоге акция протеста была отменена после того, как десять заключенных погибли в результате голодовки.
Голодовка Бобби Сэндса была самой продолжительной и длилась 66 дней до его смерти. На его похоронах присутствовало 100 000 человек. И в то время, как реакционная решимость Маргарет Тэтчер могла рассматриваться как успех правыми и лоялистскими сообществами, голодовка радикализировала ирландскую националистическую политику. После гибели заключенных и беспорядков на улицах Северной Ирландии правительство в конце концов было вынуждено пойти на частичные уступки их требованиям. Это была движущая сила, которая дала огромную пропагандистскую победу ранее деморализованной Временной ИРА и дала Шинн Фейн именно то, что ей было нужно, чтобы стать основной политической партией. Даже сегодня борьба Бобби Сэндса вызывает уважение не только в Ирландии, но и во всем мире.
Только благодаря нашим знаниям и пониманию нашей собственной истории мы можем увидеть, какое воздействие голодовки могут оказать на борьбу с угнетением и тиранией. Наша собственная история борьбы была сформирована этими акциями, и теперь, когда голодовки против изоляции Абдуллы Оджалана подходят к концу, мы находимся в критической точке, когда мы начнем видеть наступление новой эры сопротивления фашизму и реакционным силам капиталистической современности.
Источник: Коммуна интернационалистов Рожавы