Иран и Израиль: ракетное противостояние
«ImageSat International» - израильская фирма, занимающаяся поставками снимков Земли из космоса, опубликовала 30 августа 2018 года репортаж о ракетах, размещенных Ираном в Сирии и Ираке.
«ImageSat International» - израильская фирма, занимающаяся поставками снимков Земли из космоса, опубликовала 30 августа 2018 года репортаж о ракетах, размещенных Ираном в Сирии и Ираке.
Ракетные установки, как сообщается, расположены вблизи российских объектов, а также поблизости от возглавляемых США коалиционных сил и управляются иранскими прокси. Все эти системы могут быть использованы против Израиля.
Тактика Ирана в Ираке, Ливане и отчасти в Сирии состоит в том, чтобы создавать параллельные местным правительствам вооруженные шиитские ополчения, которые постепенно обретают, благодаря иранскому финансированию, командованию и поставкам оружия, такую мощь, что начинают соперничать с правительствами и оказывают на них давление. В то же время Иран не отказывается и от проникновения в государственные системы Ирака и Сирии, пытаясь влиять на политику этих стран изнутри. Эта многослойная система влияния позволила иранцам сформировать «шиитскую дугу» – сферу влияния шиитских режимов и милиций от Тегерана до Бейрута через Багдад и Дамаск.
Иран наводнил регион своими войсками и различными группировками, финансируемыми им, используя их в разнообразных силовых конфликтах. Фактическое отсутствие границ между Ираком и Сирией, а также между Сирией и Ливаном позволяет иранскому режиму перебрасывать эти силы в любую точку региона, концентрируя их там, где это выгодно. Данное обстоятельство создает условия для регионального доминирования шиитского Ирана.
Другим важным фактором усиления Ирана является концентрация власти в Ираке и Сирии в руках представителей шиитов и алавитов (близкое шиизму течение). Чтобы править своими неспокойными странами, усмирять восстания беднейшего суннитского населения (в Сирии оно составляет большинство), чтобы наносить удары по боевикам ИГИЛ и Аль-Каиды, чтобы справляться с бунтами курдов, которые являются самым крупным и самым организованным этническим меньшинством в обеих странах, эти правительства вынуждены опираться на Иран. Чем менее уверенно они себя чувствуют, тем больше их зависимость от Ирана.
Важнейшим элементом иранской стратегии является наращивание ракетного потенциала, обращенного против Израиля. Угрожая Израилю, Иран сдерживает эту страну и ее ближайшего союзника, США, от возможных действий против своей расширяющейся сферы влияния. Кроме того, Тегеран вообще отрицает право Израиля на существование и считает себя флагманом борьбы с сионистским государством. Данная идея рассматривается в Иране как способ сплачивания арабов вокруг этой неарабской страны.
Иран не располагает новейшими военными технологиями или современным ВВС, подобными израильским. Однако он может дать асимметричный ответ на израильское военное преимущество. Небольшие размеры израильской территории и сравнительно небольшое население (8,7 млн) делают Израиль чрезвычайно уязвимым для ракетных ударов.
Размещая свои ракеты вблизи позиций российских войск на севере Сирии и вблизи баз коалиционных сил в Ираке, Иран пытается защитить свои ракеты, угрожая Израилю и потенциально втягивая Израиль в региональный конфликт, если Иерусалим захочет нанести удар по этим объектам.
ImageSat International указывает в своем докладе, что Тегеран является основным участником сирийского ракетного проекта, включая строительство нового объекта вблизи Банияса. Ранее ImageSat International опубликовала спутниковые снимки объекта в Вади Джаханамм. Но теперь стали известны новые детали, которые связывают объект Вади Джаханнам с близлежащим объектом Масьяф.
И Масьяф, и другая площадка расположены в пределах оперативной дальности развертывания российских зенитных ракетных систем С-400, поскольку они находятся недалеко от российских объектов в Тартусе.
Предупреждения о развитии иранской ракетной программы в Сирии приходят на фоне новых сообщений о том, что Иран направил ракеты своим союзникам в Ираке. Так, Иран передал в Ирак несколько типов ракет, включая последнюю установку Зульфикар, которая представляет собой твердотопливную баллистическую ракету, способную поражать цели на расстоянии 700 км. Развертывание в Ираке данной ракетной системы позволяет легко накрыть Израиль. Зульфикар дополняют мобильные ракетные системы Фатех 110 с дальностью до 300 км. Чтобы достичь Израиля, эти ракеты должны быть развернуты в Западной пустыне Ирака.
В то же время иранские и иракские источники сообщили Reuters, что Иран принял решение о производстве ракет в Ираке. К востоку от Багдада и к северу от Кербалы были созданы соответствующие промышленные предприятия.
Фактически Иран превращает Ирак в свою передовую ракетную базу. Катаиб Хезболла, шиитское ополчение в Ираке, которое является союзником Ирана, контролирует районы, где находятся ракеты. Эта организация имеет такое же название и играет в Ираке ту же роль, что и "Хезболла" в Ливане, но является отдельной от ливанской «Хезболлы» милицией. И здесь есть две интересные детали.
Во-первых, ракеты или боеголовки для них производятся в Ираке, а командование шиитских ополченцев руководит заводами.
Во-вторых, ополченцы Катаиб Хезболла являются частью Сил народной мобилизации (СНМ), которые помогли Ираку бороться с ИГИЛ. В 2016 году СНМ были официально включены в иракскую армию. В 2017-м премьер-министр Ирака Хайдер Аль-Абади заявил, что эти шиитские ополченцы являются надеждой для будущего Ирака. В 2018 году ополченцы получили еще большее влияние, когда их политическая партия Альянс ФАТХ заняла второе место на майских выборах.
Американские чиновники заявили в мае, что ополченцы представляют наибольшую угрозу для безопасности американского персонала и могут нанести ущерб стабилизации Ирака. Министерство финансов США наложило санкции на лидера «Катаиб Хезболлы» Абу Махди Аль-Мухандиса. «Катаиб Хезболла» действует не только в Ираке, но и в Сирии, помогая сирийскому режиму в борьбе с антиасадовскими суннитскими повстанцами.
Передача оружия в Ирак под управление шиитских ополченцев дает им дополнительное влияние и новые рычаги воздействия на Ирак, позволяя им действовать не только как официальная сила, которая является частью правительства, но и как параллельное государство со своими собственными ракетами, способными нанести удар по Израилю.
Это в свою очередь превращает ополченцев в орудие командующего силами Ирана за рубежом корпуса Кодс (Иерусалим) иранского генерала Касема Сулеймани.
Иран может использовать Ирак в качестве базы для создания угрозы Израилю. При этом проиранские шиитские ополченцы надеются, что американской коалиции придется защищать Ирак от любого потенциального израильского возмездия за присутствие этих ракет. Ведь США все еще обучают и оснащают иракскую армию и расценивают правительство в Багдаде как своего союзника.
Это стратегия лежит в основе действий Ирана в Сирии и Ираке. Иран хочет использовать обе страны в своих собственных целях. Он хочет построить ракетные заводы под зонтиком российской противовоздушной обороны С-400 на севере Сирии рядом с российскими силами, чтобы защитить свои объекты. В Ираке он хочет разместить ракеты вблизи авиабаз и других объектов Международной коалиции, возглавляемой США, в провинции Анбар.
Иерусалим имеет многоуровневую противоракетную оборону, чтобы противостоять этим угрозам, включая системы Праща Давида, Эрроу и батареи американских Пэтриотов. Но цель Тегерана состоит в том, чтобы оказывать давление на Израиль на трех и более фронтах, усложняя любые действия Израиля в ходе этой опасной шахматной ракетной партии.