Дефицит социального обеспечения уже давно стал проблемой для Турции, особенно во времена экономических потрясений. В настоящее время эта проблема обострилась на фоне экономического спада, начавшегося с прошлого года, когда Институт социального обеспечения (ИСО) возложил все возрастающее бремя расходов на бюджет центрального правительства.
Тем не менее, отслеживать состояния дел для ИСО стало довольно сложно, поскольку агентство прекратило публиковать свои ежемесячные статистические бюллетени с января. В результате сокращения информации, ключевые данные о сотрудниках и рабочих местах, медицинских услугах и количестве лиц, не имеющих никакого социального обеспечения, а также о доходах, расходах и дефиците оставались недоступными более семи месяцев, что вызвало подозрения в том, что власти пытаются скрыть эти цифры.
ИСО является крупнейшим получателем поддержки из государственной казны. ИСО обслуживает около 70 миллионов граждан, среди которых есть застрахованные работники, пенсионеры и их иждивенцы. Он имеет одну из самых обширных баз данных в Турции, в том числе самую большую базу данных о зарегистрированной занятости. Сбор данных опирается на давно установленный механизм, в соответствии с которым работодатели уведомляют ИСО в электронном виде о вновь нанятых и уволенных сотрудниках. Агентство располагает более чем 33 000 сотрудников и достаточным оборудованием, поэтому административные или технические оправдания вряд ли могут объяснить задержку в обмене данными.
Азиз Челик, специалист по экономике труда и обозреватель издания Биргун, настойчиво задавал этот вопрос, побудив законодателя, представляющего главную оппозиционную партию, Мурата Бакана, официально отправить запрос в ИСО в соответствии с законом «О праве на информацию», запрос о том, почему ИСО прекратил публиковать ежемесячные данные. В своем ответе в июне агентство сообщило, что ведется работа “по обновлению ежемесячных статистических бюллетеней ИСО как по содержанию, так и по формату, «с тем, чтобы привести их в соответствие с международными стандартами и обеспечить большую прозрачность и подотчетность. «О сокрытии или задержке данных не может быть и речи», - говорилось в ответе.
Однако работа по обновлению не объясняет, почему крупному государственному учреждению приходится приостанавливать выпуск данных на столь длительное время. В своей колонке Челик утверждает, что объяснение не было убедительным, указывая на случай Турецкого статистического института, который “много раз обновлял или изменял методы в отношении работы с данными по инфляции, ВВП (валовый внутренний продукт) и статистики труда, но никогда не сокращал поток [публикуемой] информации. Более того, утверждает экономист, “данные ИСО основаны на записях, а не на опросах. ИСО регулярно ежемесячно собирает эти данные... Глава ИСО знает количество застрахованных, а также их финансовое состояние. Он также хорошо осведомлен о задержках в сборе взносов на социальное обеспечение. Общественность, академические исследователи и пресса, однако, остаются в неведении.”
Приостановка публикации данных ИСО означает, что [его] исследователи и аналитики не смогли проанализировать и оценить ключевые вопросы, такие как влияние экономического кризиса на занятость в конкретных секторах, средние зарплаты, характеристики новых сотрудников, эффективность деятельности ИСО и разрыв между доходами и расходами агентства.
Однако, общее правило состоит в том, что экономические спады в Турции подрывают систему социального обеспечения. Проблемы в механизмах социального обеспечения, в свою очередь, способствуют дальнейшему ухудшению макроэкономических балансов, особенно в государственных финансах. Это связано с тем, что экономический спад приводит к сокращению занятости, ограничивая доходы ИСО (многие пострадавшие от кризиса работодатели не платят вовремя взносы в ИСО, предназначенные для социального обеспечения). В результате ИСО изо всех сил пытается покрыть расходы на здравоохранение и выплату пенсий, засасывая все больше средств из центрального бюджета для выполнения своих обязательств. В конечном счете, социальное обеспечение становится черной дырой, увеличивая общие государственные расходы и дефицит бюджета. Именно это и происходит сегодня.
Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития и Международный валютный фонд прогнозируют отрицательный рост для Турции в этом году: -1,6%, -2,6% и -2,5% соответственно. Отрицательный рост означает увеличение дефицита и растущую потребность в поддержке центрального бюджета для ИСО, поскольку занятость и, следовательно, средства для социального обеспечения снижаются. По данным бюджетной статистики, средства, переданные ИСО за первые семь месяцев года, составили 24% расходов центрального бюджета, что является самой крупной статьей расходов. Поскольку эта цифра составила около 22% за аналогичный период прошлого года, нагрузка ИСО на бюджет центрального правительства явно увеличилась.
Существует широко распространенная озабоченность по поводу того, что дефицит может еще больше возрасти, поскольку, хотя сбор премий и доходы агентства снижаются, его расходы являются в большей степени фиксированными и вряд ли уменьшатся, даже если уровень медицинского обслуживания и пенсий далек от удовлетворительного. Пенсии пенсионеров, которых насчитывается около 10 миллионов, находятся на одном уровне с минимальной заработной платой, составляя $350-360 в среднем. 2,2 миллиона вышедших на пенсию государственных служащих получают пенсии немного выше, примерно $ 460, в то время как пенсии по старости и инвалидности составляют в среднем всего $107.
Расходы на здравоохранение, включая медикаменты и лечение, составляют около четверти ежегодных расходов ИСО - почти 20 миллиардов долларов, при этом застрахованные лица по-прежнему обязаны делать взносы из своего кармана.
Дефицит ИСО в этом году, как ожидается, достигнет $9 млрд, поскольку премиальные доходы не покрывают расходы на здравоохранение и пенсии. Это увеличит нагрузку агентства на бюджет центрального правительства. Общий объем трансфертов из бюджета в ИСО в этом году, скорее всего, превысит $33 млрд, составив около 4% - 5% валового внутреннего продукта. Около четверти этой суммы приходится на дефицит ИСО, а остальная часть - на другие обязательства государства по социальному обеспечению. ИСО может пытаться скрыть это растущее бремя, приостановив публиковать данные, но проблема стала слишком обширной, чтобы ее можно было скрыть.