Египет и Турция готовятся к войне в Ливии?
Турция усилила свое военное присутствие в Ливии в последние месяцы, отправляя туда корабли и самолеты для доставки оружия и наемников, а также боевые беспилотники.
Турция усилила свое военное присутствие в Ливии в последние месяцы, отправляя туда корабли и самолеты для доставки оружия и наемников, а также боевые беспилотники.
Это делается якобы для того, чтобы поддержать правительство в Триполи, которое ведет гражданскую войну против сил на востоке Ливии. Но на самом деле это является частью стремления Турции к большей роли в освоении энергетических ресурсов в Средиземноморье и направлено на ослабление поддерживаемых Египтом оппозиционных сил в Ливии. В ответ президент Египта намекнул, что Египет тоже может вмешаться.
Иран, Греция, Италия и Франция внимательно наблюдают за происходящим. Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия, Россия и, возможно, Франция и даже Греция стоят за Хафтара. Турция и Катар поддерживают Триполи. Они послали тысячи антиасадовских сирийских наемников воевать в Ливию (на стороне Триполи).
Турция также использовала Ливию в качестве испытательного полигона для своих вооруженных беспилотных летательных аппаратов. Турция недавно провела военно-морские учения вместе с Италией и чуть не столкнулась с Францией на море в результате инцидента, который расследует НАТО.
Анкара демонстрирует свои мускулы. Она публикует карты, показывающие ее притязания на огромную полосу Средиземного моря, которая отрезает Грецию и Кипр. Она хвастается тем, что посылает F-16 и грузовые самолеты к берегам Ливии. Она также стремится усилить НАТО и заставить США вмешаться в события в Ливии.
Сейчас ставки очень высоки. Египет поддерживает генерала Халифу Хафтара, который несколько десятилетий назад бежал от ливийского режима Каддафи и жил в США. Он вернулся в Ливию, чтобы возглавить наступление, захватил Бенгази и восток страны, поклявшись избавить ее от террористов. Следует помнить, что Ливия впала в хаос после того, как возглавляемая США интервенция свергла жестокого диктатора Муаммара Каддафи в 2011 году. Посол США Кристофер Стивенс был убит джихадистами в сентябре 2012 года. США ушли, и Ливия погрузилась в бои между экстремистами, местными ополченцами, племенами и группировками, поддерживаемыми Катаром с одной стороны и ОАЭ с другой.
В результате хаоса страна разделилась надвое. С одной стороны, это Правительство национального согласия (ПНС) в Триполи – свободная конфедерация различных групп, некоторые из которых связаны с религиозными суннитскими фундаменталистами (сторонники шариатского правления) «Братьями-мусульманами»,- которая опирается на поддержку Турции и Катара. Правящая партия Турции имеет связи в движении «Братья-мусульмане».
С другой стороны, Египет, чей нынешний лидер генерал Абдель Фаттах ас-Сиси оттеснил «Братство» от власти в 2013 году в Египте, поклявшись принести стабильность, поддержал Хафтара и его Ливийскую национальную армию (ЛНА).
Хафтар принесет в Ливию такое же военное и консервативное правление, как Египет и монархии Персидского залива. Правление Турции принесло бы нестабильность и экстремизм, которые она экспортировала в Идлиб и другие районы, когда вторглась в северную Сирию.
Обе системы, похоже, игнорируют среднестатистических ливийцев, оказавшихся в центре почти 10-летней войны. Обе стороны обвиняют друг друга в нарушении прав человека. Но Турция оказалась более искусной в перемещении оружия и оборонных технологий в Ливию. Ее беспилотники «Байрактар» разгромили поставляемые Хафтару ОАЭ российские системы ПВО «Панцирь». Это отбросило Хафтара назад.
Теперь президент Египта сигнализирует о возможных красных линиях в Ливии. Эти линии могут удержать поддерживаемое Турцией ПНС вдали от Сирта и стратегического аэродрома в Джуфре. В этом случае страна будет расколота посередине.
Египет имеет огромную армию, но это армия в основном не проверенная на полях сражений. Египет уже много лет борется с террористами на Синае, но так и не победил их.
Турция уже много лет направляет свои войска в Сирию, главным образом для борьбы с курдскими движениями. Но в феврале 2020 года турецкие войска столкнулись с сирийским режимом и уничтожили бронетехнику и средства ПВО Асада. Турция также недавно вторглась в северный Ирак в рамках новой операции.
Военно-морской флот Турции ведет себя более агрессивно, чем египетский. Турецкие истребители F-16 и военные самолеты НАТО также были более агрессивными. Когда в последний раз Египту приходилось сталкиваться с боевой авиацией противника? Не в течение последних десятилетий.
На бумаге вооруженные силы Турции и Египта вполне соответствуют возможностям друг друга. У обоих есть F-16 – сотни истребителей. Армия Египта – 9-я по силе в мире... на бумаге. Вооруженные силы Турции считаются 11-ми по силе в мире. Обе страны используют западные системы вооружений, связанные с США или НАТО. Но совместная работа Турции с НАТО, вероятно, делает ее армию более эффективной, чем египетская.
Обе страны погрязли в кампаниях по борьбе с повстанцами. Египет находится рядом с Ливией и может легко перебросить бронетанковую бригаду или другие войска на передовую. Турция должна была бы доставить их сюда со своей территории, и она предпочитает использовать сирийских наемников для выполнения грязной работы. Это привело бы к столкновению легковооруженных сирийцев и их ливийских союзников с такими же легковооруженными ливийцами из Ливийской национальной армии (ЛНА) Хафтара при поддержке некоторых египетских сил или авиации. У России тоже есть самолеты на востоке Ливии.
Президент Египта теперь открыто говорит, что его армия может быть использована на чужой территории. Его цель – заставить США серьезно отнестись к требованию о прекращении огня. Турция заявила, что построит новые военные базы в Ливии, и похвасталась тем, что теперь у нее есть военные базы в девяти странах.
Турция пытается показать, что контролирует восточное Средиземноморье, а также политику США в Сирии, Ливии и Ираке. Турция потребовала от администрации Трампа сделать больше в Ливии, а роль России (РФ выступает на стороне Хафтара. – Прим.) побудила США проявить озабоченность.
Это означает, что США находятся в неловком положении. Они хотят противостоять России, но в то же время Египет является близким партнером США.
Турция пытается шантажировать США: она покупает С-400 у России и пытается заявить, что если США не будут действовать на их стороне в Ливии, то Турция может создать проблемы для поддерживаемых США сил в восточной Сирии, или Турция может распространить нестабильность в Ирак, где она бомбит районы на курдском севере страны.
Все, что может сделать Египет, – это сказать, что он может вмешаться, чтобы заставить Вашингтон серьезно отнестись к его взглядам. Но Трамп дал понять, что не хочет больше участвовать в войнах на Ближнем Востоке и в других «далеких местах».
Египет и раньше действовал в Ливии. Он наносил авиаудары после нападений на египтян. Но Египет не прислал в Ливию танки.
Тем не менее субботняя речь Сиси перед солдатами – это серьезный шаг.
9 июня президент Турции заявил, что достиг соглашения с США по Ливии. США предупредили об иностранном вмешательстве в Ливию 20 мая. Майское заявление последовало после того, как 18 мая войска (протурецкого) триполитанского ПНС захватили ключевую авиабазу Ватия.
Сиси встречался с Хафтаром 14 апреля, 9 мая и 7 июня, в конечном итоге призвав к прекращению огня.
С тех пор Турция отвергла перемирие 10 июня и поклялась не встречаться с Хафтаром, которого Анкара называет «полевым командиром». Турция говорит, что Хафтар отверг девять предыдущих соглашений о прекращении огня.
Вместо этого Анкара обратилась к Италии, чтобы поддержать свой собственный «прочный мир» в Ливии, который предусматривает, что Турция и ПНС контролируют Ливию. Италия заботится о ситуации в Ливии, потому что она хочет, чтобы ПНС не позволяло мигрантам пересекать Средиземное море. 20 июня Лига арабских государств предложила переговоры, чтобы помочь исправить положение в Ливии, но ПНС отвергло их.
Теперь мы знаем, что другие колеса находятся в движении. Россия, как сообщал 17 июня «Голос Америки», обратилась к США с просьбой о сотрудничестве по Ливии. Министр иностранных дел России отменил встречу с Турцией 16 июня, очевидно, чувствуя, что Турция не сдвинется с места по Ливии, и это было бы пустой тратой времени.
Турция обратилась непосредственно к Трампу и канцлеру Германии Ангеле Меркель, надеясь, что Меркель дотянется до Франции, а также до Греции и повлияет на них (в интересах Турции). Меркель является ключевым сторонником режима Анкары, продавая Турции танки, а также стремясь провести переговоры по Ливии. Германия платит Турции через Европейский Союз за то, чтобы сирийские беженцы не приезжали в Европу.
Эти сирийцы сейчас направляются Турцией в Ливию, так что это работает в пользу Германии.
Россия, со своей стороны, может (вместе с Асадом) попытаться усилить натиск на сирийский Идлиб, контролируемый Турцией и антиасадовскими боевиками, чтобы оказать давление на Турцию.
Все эти конфликты и беженцы связаны между собой.
Тем временем США через своих военных командиров AFRICOM предупредили о российских военных самолетах в Ливии 26 мая и 18 июня.
Большой вопрос – что намерен предпринять Сиси. Пошлет ли он армию в Ливию? Или США прислушаются к опасениям Египта и будут поощрять прекращение огня?
У США есть проблемы с Анкарой, потому что Анкара может дестабилизировать ситуацию в восточной Сирии, где находятся американские войска.
Кроме того, в Вашингтоне существует хорошо финансируемое лобби триполитанского (международно признанного) Правительства национального согласия (ПНС), имеющее связи с протурецкими голосами. Последние утверждают, что внешняя политика США на Ближнем Востоке должна основываться на поддержке требований Анкары.
Это протурецкое лобби в США считает, что Анкара однажды повернется против Ирана и России и что США должны делать Турции больше уступок, чтобы заставить Турцию прекратить сотрудничество с Москвой и Тегераном.
Как ни странно, Турция также обратилась к Ирану за поддержкой в Ливии, предложив ему смягчение санкций в обмен за помощь Ирана в борьбе с курдскими партизанами в Ираке.
Парадоксально, но США и Иран могут оказаться на одной стороне в Ливии через Турцию.
Теперь все зависит от Каира. Если у Каира есть намерение отправить своих военных в Ливию, он может сделать то, что успешно делала Турция, и использовать этот шаг для уступок. А пока Египет наблюдает и обдумывает следующий шаг.
Все также надеются, что Вашингтон сделает больше, чем просто намекнет, что он поддерживает как предложение Египта о прекращении огня, так и подход Анкары.
То, что произойдет дальше, затронет и других союзников Вашингтона – в Иерусалиме, Эр-Рияде и Абу-Даби.