Имам приговорен к тюремному заключению за поминальную молитву о бойцах НСС

В 2019 году Али Акдаг был арестован в Ширнаке за проведение заупокойной молитвы по павшим партизанам. С тех пор, несмотря на апелляции, приговор к тюремному заключению на срок более семи лет остается в силе. Сейчас дело рассматривает Конституционный суд.

Имам Али Акдаг, которому сейчас 60 лет, проживавший в районе Бейтюшшебап Ширнака, был арестован в июле 2019 года. В том же году, на основании целого ряда следственных действий по надуманным «обвинениям в терроризме» он был приговорен к семи с половиной годам тюремного заключения за его деятельность в качестве члена городского совета Бейтюшшебапа и обязанностями имама. Обвинения против Акдага включали «членство в террористической организации» и «террористическую пропаганду». Областной апелляционный суд в Амеде (Диярбакыр) оставил приговор в силе. Сейчас дело рассматривает Конституционный суд.

Дочь Али Акдага Сабуха Акдаг возмущена. «Мой отец был осужден за совершение поминальной молитвы по павшим партизанам. Он сидит в тюрьме за выполнение своих обязанностей имама, как такое возможно?» – спрашивает курдский политик. Она также является сопредседательницей ассоциации Демократической партии народов (ДПН) в провинции Ширнак.

По словам Акдаг, ее отец, который находится в тюрьме Т-типа, страдает различными заболеваниями, в том числе сердечным заболеванием и артериальной гипертензией. Уже по одной этой причине ему, как минимум, полагается отсрочка приговора, но турецкая судебная система рассматривает имама как врага. Али Акдаг не входит в число религиозных деятелей, которые позволяют использовать себя для политической пропаганды, разведывательной работы и политики ассимиляции турецкого режима ПСР. Он много лет был активен в курдском гражданском обществе и участвовал в движении «гражданские пятничные молитвы». Похоже, в этом и есть настоящая причина, по которой он стал мишенью турецких органов безопасности.

Никакой гендерной сегрегации на гражданской пятничной молитве

Пятничная молитва, проводимая на курдском языке, была частью «кампании гражданского неповиновения», инициированной 21 марта 2011 года, курдского фестиваля сопротивления и Навроз. В то время инициатива охватывала широкие слои курдского общества; помимо палаток мира, которые неоднократно подвергались жестоким нападениям полиции, кампания также обращалась к людям через религиозные обряды. Суннитский ислам является государственной религией в Турции и задается ПСР посредством Министерства религии, которому должны подчиняться все имамы. Те, кто не принадлежат к суннитам, систематически подвергаются дискриминации со стороны турецкого государственного ислама – так проводится в жизнь турецкая государственная политика. Например, погибшим партизанам часто отказывают в похоронах на том основании, что они «террористы».

В то время как обычно мечети были строго разделены по половому признаку, женщины и мужчины на гражданских пятничных молитвах молились вместе. Эти молитвы больше не проводили в мечетях, контролируемых государством, их устраивали на площадях. За несколько месяцев, пока проводились гражданские молитвы, все больше и больше людей, часто тысячи человек, принимали в них участие, пока молящихся не начали разгонять с помощью массового насилия со стороны полиции, орудовавшей слезоточивым газом, дубинками и водометами. Против нескольких имамов возбудили уголовные дела. Двое из осужденных имамов подали апелляции в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Решение по жалобе, поданной в мае прошлого года, пока не принято.

 Акдаг: политзаключенные должны быть освобождены без каких-либо условий

«Мой отец ни в чем не виноват. Он просто выполнял свои обязанности главы мусульманской общины Бейтушшебапа», – подчеркивает Сабуха Акдаг. По ее словам, для нее ново то, что судьи в турецких судах недавно начали выступать еще и в качестве теологов. Акдаг говорит, что этой политике провокаций необходимо положить конец, и добавляет: «Не только мой отец, но и все другие политические заключенные в этой стране должны быть безоговорочно освобождены».