Делегация на Имралы: пришло время свободы для Оджалана

Международная делегация мира на Имралы не смогла отправить в Турцию своих представителей в 2021 году из-за пандемии Covid-19 и устроила онлайн-мероприятие, дабы частично выполнить свою миссию.

14-15 февраля 2021 делегаты собрались в Zoom, чтобы обменяться фактами и сделать доклады. Здесь мы приводим их заявление для прессы, сделанное по итогам виртуальной встречи. За этим последует и подробный отчет, как сообщили делегаты.

Цитируем пресс-релиз, опубликованный на сайте международной инициативы «Свободу Оджалану – мир Курдистану» (https://www.freeocalan.org/news/english/international-imrali-peace-delegation-2021):

«Мы, нижеподписавшиеся участники Международной делегации мира на Имралы в 2021 году, завершили двухдневную турецкую миссию, которая прошла в виртуальном пространстве из-за пандемии коронавируса.

Наш «визит» прошел по традиции прежних делегаций на Имралы, которые отправлялись в Турцию в предшествовавшие годы, чтобы поддержать возобновление мирного процесса между властями Турции и курдским лидером, прерванный в 2015 году. Мы хотим подчеркнуть, что четко понимаем: необходимое условие для возобновления этого процесса состоит в прекращении изоляции Абдуллы Оджалана в тюрьме на Имралы.

Еще до наших встреч мы писал министру юстиции Турции Абдулхамиту Гюлю, прося его содействия в организации и получении разрешения на виртуальную встречу с Абдуллой Оджаланом в тюрьме на Имралы. Мы также просили о виртуальной встрече с самим министром. На данный момент ответа не поступило.

В нашей деятельности по установлению фактов мы встречались с представителями правозащитных организаций, тред-юнионов, женских организаций, адвокатских ассоциаций, организаций солидарности с заключенными, политическими партиями и представителями команды юристов – защитников Абдуллы Оджалана».

Представители делегации намерены опубликовать доклад с фактами, которые они успели установить, но тем не менее они хотят подчеркнуть ряд своих соображений:

«В свете заметного ухудшения ситуации с правами человека в Турции во всех сферах, которые мы исследовали, – условий содержания в тюрьмах, прав женщин, прав рабочих, политических прав, – все, с кем мы встречались, ощущали, что международное сообщество предпочитает не замечать этого тревожного развития событий.

Международные конвенции о правах человека нарушаются и в социуме, и в особенности в тюрьмах, как установил Совет Европы. Это было четко отражено в докладе ЕКПП (Европейского комитета по предупреждению пыток) в августе прошлого года после визита на Имралы, совершенного в мае 2019 года. ЕКПП заявил, что власти Турции должны «безотлагательно провести полную реорганизацию режима содержания под стражей заключенных, приговоренных к пожизненному сроку в турецких тюрьмах». По получении этого доклада постоянный комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы его одобрил.

Власти Турции не только проигнорировали эти требования, но фактически усилили и усугубили изоляцию на Имралы. С 22 апреля 2020 года с Абдуллой Оджаланом не было никаких контактов. В связи с этим ЕКПП стоит ответить на вопрос, почему в январе этого года, во время последнего визита в Турцию, он не потребовал посещения острова Имралы, показав таким образом безразличие к тому, что его же рекомендации были проигнорированы с таким пренебрежением. Не встретился ЕКПП и с адвокатами Оджалана, и его родственниками.

Не менее серьезен и факт последнего визита председателя Суда по правам человека в Страсбурге в Турцию в сентябре прошлого года, когда он принял почетную медаль в университете Стамбула, том самом месте, где проходили самые заметные чистки академической среды. Принятие почетных наград председателем Суда по правам человека в таких обстоятельствах серьезно компрометирует независимость и нейтралитет суда. Такое же предвзятое отношение, подрывающее еще сильнее репутацию суда, было продемонстрировано на встрече председателя с представителями властей, назначенными на должности по указке правительства, с людьми, которые заняли места демократически избранных мэров.

Мы узнали о том, как закрывались женские организации и попирались социальные права женщин. Нам рассказывали ужасные истории о том, как женщин подвергали дурному обращению, насиловали представители власти в униформе. Нам предоставляли свидетельства возросшей жестокости в тюрьмах, преследования юристов и профсоюзных деятелей, нарушений политических прав; похищений и исчезновений под надзором полиции, ставших обычным делом; того, как опасные преступники, а вовсе не политические заключенные, освобождались из тюрем по причине пандемии; как любой акт демократического инакомыслия стали трактовать как терроризм.

Один из наших участников суммировал всю отчаянную суть ситуации так: «Мы не хотим, чтобы нам на порог снова приносили мертвые тела».

Мы также обеспокоены голодовкой, идущей в тюрьмах Турции последние 80 дней в качестве протеста против режима на Имралы. Если правительство Турции не отреагирует, это может обернуться смертельной голодовкой, чего следует избежать.

Снова и снова наши собеседники связывали ухудшение ситуации с правами человека по всей стране и усугубление режима изоляции г-на Оджалана. «Система Имралы, – утверждают они, – распространилась не только на другие тюрьмы, но фактически охватила все общество». Такое распространение системы изоляции Имралы свидетельствует об установлении диктата. Конституция не исполняется, законодательство Турции не применяется, не исполняются международные нормы права, как и решения международного суда. Напротив, беззаконие и тирания стали сутью сегодняшнего порядка. Пока международное сообщество по большей части хранит молчание. А молчание есть соучастие.

Мы призываем прервать это молчание и соучастие и приостановить экономические, торговые, военные и дипломатические отношения с Турцией.

Когда в мае 2019 года на Имралы приоткрылось окно, Абдулла Оджалан сообщил в своем послании: «Назрела срочная необходимость в методе демократических переговоров, без любой поляризации и исключая культуру конфликтов, ради решения проблем. Мы можем решить назревшие в Турции проблемы, и даже в регионе, особенно проблему войны, мягкой силой – при помощи разумного подхода, используя политическую и культурную силы вместо инструментов физического насилия».

Эти слова остаются в заключении на острове Имралы.

Имралы – Турция в миниатюре. Это как лаборатория репрессий, так и человеческих свобод. Изоляция и попрание прав человека на Имралы влияют на условия содержания заключенных по всей стране. В то же время Имралы может стать моделью прав человека в Турции и за ее пределами, поскольку идеи Абдуллы Оджалана важны для решения конфликтов на Среднем Востоке и по всему миру в целом.

Все факты и свидетельства говорят о том, что Имралы – яркое подтверждение политики репрессий, без признаков улучшения, место, где необходим поиск путей для замены репрессий культурой уважения прав человека и демократии.

Мы убеждены, что Абдулла Оджалан, как Нельсон Мандела, способен сыграть роль исключительной важности в создании мирного демократического решения текущего конфликта между турецким государством и курдским освободительным движением. Итак, мы верим, что пришло время не только для прекращения изоляции, но и для фактического освобождения Абдуллы Оджалана, и, как однажды сказал Нельсон Мандела, «вести переговоры могут только свободные люди».

Делегация

Клэр Бейкер – международный представитель «Unite», профсоюза Великобритании, и действующий секретарь кампании тред-юнионов «Свободу Оджалану» в Великобритании.

Баронесса Кристин Блауэр – бывший генеральный секретарь Национального союза учителей Великобритании и действующий сопредседатель кампании тред-юнионов «Свободу Оджалану».

Профессор Радха Д'Соуза – ученый, общественный активист, адвокат и писатель из Индии; работала в Новой Зеландии, на данный момент преподает право в Вестминстерском университете в Великобритании.

Мелани Джингелл – британский адвокат и консультант компании «Мир в Курдистане», лектор по международному праву и феминистской теории права.

Рахила Гупта – журналистка, писатель и активистка; с 1989 года состоит в организации помощи жертвам домашнего насилия «Черные сестры Саутолла», участница «Женщин в защиту Рожавы» в Великобритании и покровительница «Мира в Курдистане»; ппишет на темы расовых проблем, религии и гендера.

Эгмундур Йоунассон – экс-глава профессиональных союзов государственных служащих Исландии и бывший член парламента Исландии; занимал министерские посты, включая должность министра юстиции, и является Почетным членом Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Д-р Томас Джеффри Майли – писатель и социолог в Кембриджском университете, участник ряда делегаций в Турцию и Курдистан, включая Рожаву; член исполнительного комитета Гражданской комиссии ЕС по Турции.

Лаура Квальуоло – редактор и автор школьных учебников, давно занимающаяся работой в сфере прав женщин; оказывает помощь работе «RETE JIN», итальянской женской сетевой организации, помогающую курдскому женскому движению, и состоит в комитете «Время пришло – свободу Оджалану».

Роза Салих – курдянка родом из южного Курдистана, бывшая беженка, искавшая убежища в Шотландии в 2001 году; действует в сфере защиты прав человека и является кандидатом от Шотландской национальной партии на приближающихся выборах.

Джанни Тоньони – врач, бывший руководитель отдела исследований в миланском институте Марио Негри и генеральный секретарь Постоянного народного трибунала с его основания в 1979 году; часто работал в сотрудничестве со Всемирной организацией здравоохранения.