Европа

Турция уходит от прямого ответа на обвинения ООН

Редакция Nordic Monitor опубликовала новые данные о вмешательстве Турции во внутренние дела Ливии.

В докладе, опубликованном шведским порталом Nordic Monitor, сообщается, что турецкое правительство неоднократно отказывалось давать ответ на запросы профильной экспертной комиссии ООН, проводившей расследование эпизодов нарушения норм международного права в контексте ливийского конфликта, в частности, в той его части, что касается введённого по отношению к Ливии оружейного эмбарго.

В соответствии с документом Совета безопасности ООН, датируемым 3 января текущего года, правительство Турецкой Республики откликалось на запросы данной организации всего 4 раза. Большая часть направленных в адрес Анкары вопросов так и оставалась без какого-либо конкретного и ясного ответа.

В частности, эксперты ООН попытались добиться от турецкой стороны ответа на вопрос о происхождении груза взрывчатых веществ, обнаруженного в январе 2018 года на борту судна «Андромеда», что дало повод подозревать представителей Турции в нарушении введённых против участников конфликта в Ливии санкциий и способствовании эскалации напряжённости в этой стране.

По данным СМИ, упомянутое судно держало курс на ливийский порт Мисрата, однако оно было задержано властями Греции. Отмечается, что компания Orica-Nitro, штаб-квартира которой находится на турецкой территории, считается изготовителем тех самых взрывчатых веществ, обнаруженных на борту «Андромеды». Кроме того, предполагается, что эта компания заключила контракт с другой турецкой фирмой на доставку обозначенной продукции военного назначения в порт назначения в Ливии.

Транспортная компания загрузила 29 контейнеров взрывчатки на борт задержанного впоследствии судна 19 ноября 2018 года. Затем «Анрдомеда» отправилась по заданному маршруту из турецкого порта Мерсин на Средиземном море.

Что касается другого эпизода, который расследовали эксперты ООН, то о нём сообщалось в репортаже американского новостного портала Al-Monitor. Тогда речь шла о доставке груза оружия из Мисраты в центр восточной Ливии – город Бенгази.

Данный эпизод имел место в мае 2017 года. Именно тогда было задержано судно с оружием, боеприпасами и военной техникой, которая, как выяснилось в дальнейшем, была произведена на территории Турецкой Республики. Кроме того, на контейнерах были обнаружены торговые знаки, принадлежащие турецкой фирме, юридический адрес которой указывает на её регистрацию в Анкаре.

В отчёте ООН отмечается, что на большинство сделанных запросов Турция давала однотипные ответы, которые можно условно свести к отрицанию и уходу от прямого ответа, по существу.

Авторы отчёта обратили также внимание на то, что контрабандные поставки оружия и боевой техники на ливийскую территорию усиливают нестабильность в этой стране и представляют поэтому угрозу миру и порядку как в самой Ливии, так и в соседних с ней государствах.

Поясняется, что расследования велись и по поводу участия Турции в контрабандной торговле ливийской нефтью. В этой связи сообщается: «Ливийская береговая охрана задержала 6 октября 2017 года судно по подозрению в его участии в незаконной перевозке нефтепродуктов. В контрабандной торговле нефтью активно участвовала ещё одна турецкая фирма. На это указывают данные, полученные после задержания 29 августа 2017 года береговой охраной Ливии турецкого судна, на борту которого было найдено более 1000 тонн дизельного топлива».