Турция

Турецкое министерство утверждает, что в тюрьме на Имралы нет изоляции

Главное управление тюрем и следственных изоляторов Министерства юстиции Турции заявило, что Абдулла Оджалан, от которого не поступало никаких вестей уже 38 месяцев, пользуется своими законными правами.

7 декабря 2023 года депутаты от Партии народного равенства и демократии (ПНРД) обратились в парламентскую комиссию по расследованию прав человека (İHİK) с требованием прекратить тюремную изоляцию курдского лидера Абдуллы Оджалана и предоставить ему возможности встреч с семьей и адвокатами.

Партия заявила, что Абдулле Оджалану и его сотоварищам по заключению Хамили Йылдырыму, Омеру Хайри Конару и Вейси Акташу, содержащимся в турецкой тюрьме на острове Имралы, запрещено общаться по телефону, отправлять факсимильные сообщения и письма; кроме того, им недоступны свидания с семьями, законными представителями и адвокатами, а их связи с внешним миром полностью прерваны.

ПНРД напомнила, что с 27 июля 2011 года по сегодняшний день и в период с мая по август 2019 года у Оджалана состоялось всего 5 встреч с адвокатами, причем последняя из них была назначена на 7 августа 2019 года. С 2014 года ему было разрешено встретиться с родственниками лишь 5 раз. Последняя личная семейная встреча состоялась 3 марта 2020 года, а за 24 года курдскому лидеру удалось поговорить по телефону лишь два раза (27 апреля 2020 года и 25 марта 2021 года).

Курдские политики напомнили, что после прерванного телефонного разговора с братом, состоявшегося 25 марта 2021 года, от Абдуллы Оджалана не поступало никаких новостей. Все ходатайства на посещение от адвокатов и родственников, как правило, игнорировались.

Парламентарии потребовали возможности посещения тюрьмы на Имралы для семей, адвокатов или политической делегации.

По данным информационного агентства «Месопотамия» (МА), на обращение депутатов ответило Главное управление тюрем и следственных изоляторов Министерства юстиции. Управление заявило, что заключенные, содержащиеся на Имралы, «в равной степени пользуются всеми правами, предусмотренными законом и правилами».

Ссылаясь на решения ЕСПЧ, управление заявило, что «для того, чтобы говорить о концепции изоляции, общение заключенного с адвокатом, родственниками или другими заключенными должно быть полностью исключено». Чиновники добавили, что на Имралы не вводили режим изоляции, и заявили, что «в рамках циркуляра № 4511 от 22 января 2007 года всем осужденным, находящимся в исправительном учреждении, разрешается участвовать в общих мероприятиях, их встречи с адвокатами и родственниками не пресекаются, кроме того, они участвуют в спортивных и других совместных мероприятиях с прочими заключенными в соответствии с законодательством». Управление также заявило, что выводы, содержащиеся в заявлении, «ничем не обоснованы».

Управление отметило, что в 2023 году административно-наблюдательный совет учреждения вынес решение о 6-месячном ограничении на контакты для Абдуллы Оджалана и других заключенных в части личных свиданий и телефонных разговоров с законным представителем и родственниками. Со слов чиновников эти решения не были обжалованы.

Стоит отметить, что сотрудники адвокатского бюро «Асрин» уже неоднократно заявляли, что их не уведомляли о решениях, упомянутых в ответе главного управления.

Управление также утверждает, что Абдулла Оджалан «пользовался возможностью получать корреспонденцию, факсимильной связью и аналогичными методами сообщения в 2023 году».

Управление указало, что узники имеют право обжаловать действия учреждения, и заявило, что «администрация не имеет возможности вмешиваться в решения судей, обладающих полнотой власти, какими-либо способами влияния или рекомендациями».