Большая сделка Байдена между Саудовской Аравией и Израилем висит на волоске

Предотвратив региональный конфликт с Ираном, администрация Байдена теперь полагается на сделку между ХАМАС и Израилем, которая, быть может, спасет его ближневосточную стратегию.

MANDEL NGAN

Дипломатические источники, осведомленные о ходе переговоров, предполагают, что результат, скорее всего, не будет соответствовать статье 5 договора США с Японией от 1960 года, но, вероятно, превысит преимущества статуса основного союзника, не входящего в НАТО.

Предотвратив региональный конфликт с Ираном, администрация Байдена теперь полагается на сделку между ХАМАС и Израилем, которая, быть может, спасет его ближневосточную стратегию.

В основном все готово для заключения исторического оборонного пакта США с Саудовской Аравией, который поможет Эр-Рияду нормализовать отношения с Израилем, обеспечив тем самым взаимный приток капитала и военное сотрудничество, способное еще больше изолировать Иран.

«Мы очень близки к двусторонним соглашениям между королевством и США, и большая часть работы уже проделана», - заявил министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бин Фархан на Всемирном экономическом форуме в Эр-Рияде в понедельник, и его слова поддержал госсекретарь США Энтони Блинкен.

Детали долгожданного американо-саудовского пакта не были обнародованы. Дипломатические источники, осведомленные о ходе обсуждений, предполагают, что он, скорее всего, не будет соответствовать статье 5 договора США с Японией от 1960 года, которая обязывает Соединенные Штаты защищать Японию в случае нападения. Но он, скорее всего, не ограничится преимуществами статуса основного союзника, не входящего в НАТО, и положениями об обязанности консультироваться по поводу оборонительных шагов, которые включены в существующие соглашения Вашингтона с другими странами Персидского залива.

Однако краеугольный камень, необходимый для одобрения конгрессом предлагаемого соглашения, - нормализация отношений Саудовской Аравии с Израилем - остается труднодостижимым. Одно из ключевых требований наследного принца Мухаммеда бин Салмана - обязательство израильских лидеров предпринять необратимые шаги для создания палестинского государства - не было выполнено. Чтобы добиться этого, как говорят американские чиновники, сначала нужно закончить войну в Газе.

Однако, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, испытывающий сильное внутреннее давление, стремится покончить с ХАМАС, а не предлагать палестинцам грандиозные уступки. На этой неделе Нетаньяху подтвердил свою клятву ввести АОИ (Армию обороны Израиля) в Рафах (последний сильный оплот боевиков ХАМАС в Газе - прим.) «с соглашением о прекращении огня или без него».

Администрация Байдена делает все возможное, чтобы не допустить этого изральского вторжения в Рафах, одновременно удваивая давление на ХАМАС с целью заставить его срочно принять последнее предложение о прекращении огня.

«Сделка просто обязана состояться», - заявил во вторник журналистам представитель Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби, отвечая на вопрос, есть ли у администрации план Б.

«Если мы сможем добиться прекращения огня, мы сможем добиться чего-то более прочного, и тогда, возможно, закончим конфликт, а затем перейдем к нормализации обстановки», - сказал Кирби. Он добавил: «Но все должно начаться со сделки».

Стремясь к этому, администрация Байдена, похоже, старательно избегает растрачивать добрую волю израильского руководства. Ранее на этой неделе Государственный департамент воздержался от введения санкций в отношении четырех израильских подразделений безопасности, которые были признаны грубыми нарушителями международного гуманитарного права, что некоторые расценили как последний примирительный жест в сторону правительства Нетаньяху.

Но, если ответная реакция израильтян и была, то она не очевидна. Во вторник Блинкен встречался с Нетаньяху более трех часов, чтобы добиться увеличения объема гуманитарной помощи в Газе и отложить вторжение в Рафах, к которому, как предупредил на этой неделе глава Пентагона Ллойд Остин, Израиль не подготовился должным образом. Источник, осведомленный о встрече, предположил, что она прошла не очень удачно для американской стороны, но не сообщил никаких деталей.

Теперь все зависит от того, достигнут ли ХАМАС и Израиль соглашения о прекращении огня, чтобы ослабить давление на израильское правительство в надежде на будущий компромисс.

Как сообщили Al-Monitor бывшие сотрудники органов национальной безопасности, ранее на этой неделе Блинкен заявил, что Соединенные Штаты и Саудовская Аравия готовят собственное двустороннее соглашение по обороне, похоже, с целью задобрить израильских лидеров, а не сигнализировать о скорой победе Вашингтона.

«В той степени, в какой мы закончим нашу работу между собой, тогда, я думаю, то, что было гипотетическим или теоретическим вопросом, внезапно станет реальностью. И людям придется принимать решения", - сказал Блинкен в понедельник.

Саудовская Аравия давно стремится получить более широкий доступ к передовому американскому оружию, включая средства противовоздушной и противоракетной обороны, а также ослабить контроль над экспортом передовых микросхем, используемых для разработки систем искусственного интеллекта.

Временное двустороннее соглашение может рассматриваться и как один из способов ограничить стратегическое влияние Китая на Эр-Рияд. Это само по себе имеет значение и должно сыграть свою роль, пока будущее израильское правительство не решит, наконец, пойти на уступки палестинцам.

По словам бывшего высокопоставленного американского чиновника, близкого к обсуждению, есть способы заключить соглашение с Саудовской Аравией, не требующее одобрения Сената.

Администрация Байдена предоставила Катару статус основного союзника, не входящего в НАТО, в 2021 году, а в прошлом году подписала с Бахрейном широкомасштабное стратегическое соглашение, предоставляющее Манаме привилегированный доступ к обмену разведданными, противоракетной обороне и сотрудничеству в области искусственного интеллекта. Высокопоставленный чиновник Белого дома в то время превозносил последнее соглашение как «модель» для региона.

Однако другие бывшие сотрудники органов национальной безопасности ставят этот вариант под сомнение. Любой договор, предусматривающий гарантии обороны США и крупные поставки оружия Саудовской Аравии, потребует поддержки Конгресса, а выполнение требования МБС о полном цикле обогащения ядерного топлива сопряжено со значительным риском для США в плане нераспространения ЯО. В отсутствие нормализации отношений Саудовской Аравии с Израилем республиканцы в Сенате, скорее всего, сочтут сделку недостаточной для Соединенных Штатов.

Если соглашение между Вашингтоном и Эр-Риядом о взаимной обороне будет заключено в форме договора, то для того, чтобы оно стало обязательным к исполнению, ему необходимо 67 голосов в Сенате", - написал на сайте X сенатор США Линдси Грэм, чей офис старается заручиться поддержкой республиканских законодателей в отношении так называемой „большой сделки“.

«Без нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией и обеспечения безопасности Израиля в отношении палестинского досье, за соглашение о взаимной обороне между США и Саудовской Аравией проголосовало бы очень мало людей», - написал Грэм.

«Огромная часть этого политического и стратегического курса была связана с нормализацией отношений Саудовской Аравии с Израилем, - говорит Джонатан Лорд, директор программы по безопасности на Ближнем Востоке в Центре новой американской безопасности в Вашингтоне.

Без него администрации Байдена, скорее всего, придется убедить Саудовскую Аравию согласиться на дополнительные уступки, чтобы привлечь законодателей, говорит Лорд. Среди таких уступок, по его мнению, могут быть более широкие ограничения на саудовско-китайское сотрудничество в сфере безопасности и более глубокое обязательство саудовских чиновников интегрироваться в военном отношении с другими партнерами США в регионе.

Со своей стороны, саудовские чиновники не дали понять, по крайней мере публично, что кронпринц готов согласиться на что-то меньшее, чем полные гарантии обороны со стороны США и путь к созданию государства для палестинцев.

Все, что меньше этого, «было бы слишком сложно» для Эр-Рияда, сказал Al-Monitor региональный чиновник, знакомый с ходом переговоров.