Сирия

Террор против журналистов на севере Сирии

Группировка Хайят Тахрир Аль-Шам, которая ранее входила в Аль-Каиду, и турецкие военизированные группы пытаются контролировать поток новостей из регионов, ограничивая доступ в определенные районы, угрожая, а в некоторых случаях и похищая журналистов.

В марте Центр документирования нарушений сообщил об аресте двух журналистов в Джерабулусе местной турецкой разведкой. Они отметили, что турецкая зона влияния имеет высокий уровень опасности для журналистов. Она закрыта для СМИ, за исключением тех, кто лицензирован Турцией, и закрыта для местных и международных правозащитных организаций.

«Журналисты и активисты в этих областях также подвергаются ограничениям и угрозам, которые доходят до реальных случаев убийств, похищений и пыток», - сказано в сообщении.

После многих лет ожесточенных боев северная Сирия была разделена между двумя основными группировками: группировкой Хайят Тахрир Аль-Шам*, ранее связанной с Аль-Каидой и базирующейся на северо-западе, и турецкой военизированной группировкой на северо-востоке Сирии. Обе стороны пытаются контролировать поток новостей из регионов, ограничивая возможность доступа в определенные районы, угрожая и похищая журналистов.

Фотограф, который работает в основном на северо-востоке, попросив сохранить анонимность, рассказал организации «Индекс цензуры», что де-факто турецкая военизированная группировка преследует журналистов, которые имеют важное значение для сил, контролирующих зону Евфрата.

После съемок в Африне фотограф заявил, что его пытали и обвинили в том, что он управляет наркоторговлей в этом районе, а также занимается контрабандой между Турцией и Сирией.

«Меня похитили перед моим домом, втолкнули в фургон, ударили по голове. Когда я очнулся, то обнаружил себя в наручниках в камере», - рассказал он. Фотограф ослеп на один глаз.

Поскольку он работал журналистом в иностранном СМИ, повстанцы допрашивали его с помощью жестоких методов, которыми пользовалась разведывательная служба режима Башара Аль-Асада в 2012 году. «Они угрожали убить меня и мою семью».

Во время содержания под стражей, которое длилось пять недель, в тюрьму было доставлено много журналистов и других людей. «Я слышал голоса людей, которых пытали, и стоны заключенных», - сказал он.

Фотограф сказал, что его отпустили без предъявления обвинения. Однако ему потребовалось две недели, чтобы оправиться от жестокого обращения, которому он подвергся во время содержания под стражей. «Они сказали, что сломают мою видеокамеру, если они снова увидят, как я снимаю».

Несмотря на это, он заявил, что все случившееся, наоборот, придало ему решимости вернуться к своей работе. «Режим Асада не остановил журналистов — не остановит и новый режим», - сказал он.

Другой журналист, пожелавший сохранить анонимность, переехал из южной Сирии в Аль-Баб со своей семьей в апреле 2018 года. После переезда он обратился в организацию «Индекс цензуры» и рассказал: «С тех пор как я приехал сюда, моя жизнь стала тяжелой и рискованной». Журналисты часто сталкиваются с проблемами в городе – и со стороны боевиков, и со стороны служб безопасности, которые, как и местные власти, не любят критического освещения, направленного на них или их спонсоров.

В начале февраля 2019 года, когда в городе вспыхнули крупные протесты против системной коррупции турецких властей, журналисты, освещавшие демонстрации, оказались под прямой угрозой. Внештатный журналист рассказал, что он пережил попытку убийства после того, как ему угрожали за его репортаж о движении.

Он рассказал: «Я хотел взять интервью для информационного агентства, с которым сотрудничаю. Однако, когда я стал спрашивать у протестующих о негативном влиянии Турции на аль-Баб, некоторые отказались говорить, опасаясь преследования.

Когда протест прекратился, ко мне подошел неизвестный человек, который сказал: «Следи за тем, что ты делаешь, или они заставят тебя исчезнуть».

Журналист сказал, что предупреждение заставило его покинуть район, удалить фотографии и отказаться от авторства на репортаж о протестах.

*-террористическая организация, запрещённая на территории РФ