Гюней: журналистки борются с «мужским» языком в СМИ
«Мы взяли на себя роль и миссию по изменению и преобразованию мужского менталитета. Мы воспринимаем это как долг, потому что для нас это форма борьбы».
«Мы взяли на себя роль и миссию по изменению и преобразованию мужского менталитета. Мы воспринимаем это как долг, потому что для нас это форма борьбы».
Айше Гюней, пресс-секретарь Платформы журналисток Месопотамии (ПЖМ) и редактор службы турецких новостей в агентстве «Жин-ньюс», рассказала об убийствах женщин и языке средств массовой информации.
Айше Гюней подчеркнула, что в текущей политической обстановке на улицах можно увидеть только женщин. «Если бы мы привели в качестве примера территорию, на которой мы живем, то главной оппозиционной силой здесь были бы женщины. Женщины являются движущей силой перемен. Поэтому именно женщины играют решающую роль. Борьба женщин будет иметь решающее значение для хода этого процесса».
Подчеркнув, что действия и деятельность женщин отражаются в прессе с мужской точки зрения, Гюней сказала: «Средства массовой информации фактически тиражируют слова, используемые правительством, как будто никакой Стамбульской конвенции не было, как будто она никогда не подписывалась. Они делают это для того, чтобы создать нужное им представление о Стамбульской конвенции».
Отметив, что журналисты должны служить народу и правде при помощи своих статей, Гюней добавила: «Но сейчас большинство журналистов и СМИ-истеблишмента этого не делают».
Заявив, что основные средства массовой информации теперь выступают с правительственных позиций, Гюней сказала: «В настоящее время 70% средств массовой информации фактически контролируются или находятся под влиянием правительства. Несмотря на это, правительство пытается ликвидировать оставшиеся оппозиционные СМИ, оказывая давление на них, закрывая газеты и сайты, вводя ограничения на новости, игнорируя или вводя ограничения на работу интернет-СМИ, задерживая, арестовывая или штрафуя журналистов».
Гюней подчеркнула, что даже убийство женщины ее мужем оправдывается и защищается средствами массовой информации: «Мы читаем в СМИ о таких событиях как «мужчина в припадке ревности убил свою жену». В этом случае средства массовой информации используют язык, который обвиняет женщину и оправдывает мужчину, как если бы он на мгновение «обезумел». Мы читаем такие сообщения как: «женщина была одета в шорты и подверглась насилию». Подобные определения мы встречаем не только в газетах, но и в суде. Язык средств массовой информации передается судебным органам, и убитая женщина изображается так, как будто на самом деле это она совершила преступление. Но если бы женщина оказалась в такой же ситуации, ее бы описали как «мать-убийцу» или «женщину-убийцу». Другими словами, у мужчины может быть внезапный взрыв гнева и нервный срыв, но женщина – всегда преступница».
Подчеркнув, что средства массовой информации также используют аналогичный язык для женщин, защищающих Стамбульскую конвенцию, Гюней сказала: «Вот почему мы видим обвинительную лексику в средствах массовой информации без всякого юридического процесса. Мы решаем, виновен кто-то или нет, следуя за трактовкой средств массовой информации. СМИ принимают решения вместо судебной власти, судей, прокуроров».
Гюней заявляет, что журналисты должны правильно использовать язык в своей работе.
Заявив, что степень ответственности возрастает, когда речь заходит об организациях, взявших на себя роль защитников интересов женщин, таких как агентство «Жин-ньюс», Гюней сказала: «Поскольку мы являемся голосом тех женщин, чьи голоса не слышны, мы должны будем устранить эти манипуляции; мы должны будем избавиться от них. Поэтому нам придется сделать звучание женского голоса более громким».
Отметив, что свободная пресса сыграла важную роль и в вопросе формирования языка женской борьбы, Гюней сказала: «Свободная пресса достигла очень важного уровня в изменении и трансформации языка новостей».
В женскую журналистику было внесено по-настоящему свежее дыхание, считает Гюней: «Видимость женщин в информационном поле была увеличена с помощью нашего принципа подачи информации. Как это получилось? У женщин была возможность проявить себя во многих сферах жизни, не говоря уже об экономике, культуре и искусстве. До сих пор считалось, что женщины ничего не понимают в экономике».
Напомнив, что издание «Жинха» было создано в 2012 году и что женская журналистская деятельность продолжалась в агентствах «Шужин» и «Жин-ньюс» после того, как «Жинха» было закрыто декретом о чрезвычайном положении, Гюней сказала, что количество женских блогов и новостных сайтов увеличились, и добавила, что это было важным достижением.
Платформа журналисток Месопотамии – еще одно важное место для журналисток и ориентированной на женщин журналистики.
Гюней закончила свое выступление словами: «Мы взяли на себя роль и миссию по изменению и преобразованию мужского менталитета. Так, например, нам нужно сесть и многое обсудить с мужчинами – журналистами, редакторами или ведущими программ. Мы воспринимаем это как долг, потому что для нас это форма борьбы. Мы не просто занимаемся журналистикой. Это поле борьбы для нас. Да, наша профессия –журналистика, да, мы стараемся делать это профессионально, но в основном это тоже наша борьба».