Турция

Безнаказанность делает детей мишенью сил безопасности

Турция, к сожалению, гордится тем, что касается нарушения прав детей.

Число изнасилований детей, детей в тюрьмах, детей, работающих с самого раннего возраста, детей, которые погибли в зонах конфликтов и убитых силами безопасности, велико. В Нусайбине во время комендантского часа, введенного в качестве меры по противодействию пандемии коронавируса, полиция стреляла в воздух и ловила играющих детей. В отношении полиции было возбуждено административное расследование, но в таких случаях после первой публичной реакции государственные служащие просто возвращаются к своей работе. Когда мы смотрим на подобные случаи и инциденты в Турции, мы видим, что наказания почти никогда не следуют, и на самом деле часто ответственные сотрудники получают награды. Безнаказанность делает детей мишенью сил безопасности.

Дети бросают камни

В 2010 году государство предприняло шаг, который превратил «детей, которые бросали камни» и детей младше 15 лет в «детей, которых подтолкнули к преступлению». Это означало, что дети до 15 лет могут подвергаться судебному преследованию, в то время как те, кто их убил, часто получали короткие сроки или были оправданы.

К 2015 году, то есть за первые 13 лет правления ПСР, согласно данным TIHV (Турецкий фонд прав человека), был убит 241 ребенок, в то время как другие ассоциации гражданского общества говорят, что эта цифра может достигать 477.

Напомним лишь некоторые из этих убийств. 28 декабря 2011 года 19 из 34 человек, погибших в результате кровавой расправы в Робоски, были моложе 18 лет. Отделение АПЧ (Ассоциация прав человека) в Амеде в 2019 году заявило, что 36 человек погибли, 16 из них дети, в результате аварий с участием бронетехники за последние 10 лет. Во время комендантского часа в 2015–2016 годах многие дети были убиты огнем, который велся из бронетехники. Вот имена лишь некоторых из погибших: Бишенг Горан (12), Нидар Сюмер (17), Махмут Булак (16), Мугдат Ай (12), Джемиле Чагирга (10), Тахир Ярамыш (35 дней), Элиф Шимшек (8), Берат Гюзель (12), Рамадан Гюмюш (14), Хидайет Тек (4), Эсра Шалк (2), Муслюм Ильхан (8), Энес Эрдем (9).

В 2015 году Гюлер Яналак, будучи беременной, была серьезно ранена в Чизрском районе Ширнака. Пуля попала ей в живот. Ее ребенка спасти не удалось. В 2015 году 3-месячная Мирай была застрелена, когда снайперы открыли огонь по дому ее родителей. Многие дети также были ранены во время комендантского часа.

В последующие годы картина, отраженная в отчетах АПЧ, не изменилась. Дети погибали либо из-за огня, открытого силами безопасности, либо из-за мин, установленных армией, либо из-за пыток во время содержания под стражей.

Вспоминая Угура Каймаза

Как и в случае с Угуром Каймазом, который был убит вместе с отцом 21 марта 2004 года в Кызылтепе (Мардин), виновные не понесли наказания, несмотря на то, что прошло 16 лет. Все четверо полицейских были оправданы. Решение об оправдании было подтверждено Верховным судом. Европейский суд по правам человека обязал Турцию выплатить 140 тысяч лир компенсации за нарушение права на жизнь, но из-за требований нового судебного разбирательства штраф был отклонен. Дело до сих пор находится в Конституционном суде.

4 мая 2017 года братья Мухаммед Йылдырым (7) и Фуркан Йылдырым (6), которые спали в зале, погибли, когда бронированный автомобиль буквально сломал стены их дома в Силопи. Судебный процесс длился два года, и на слушаниях, состоявшихся 19 июня 2019 года, водитель бронированного автомобиля был приговорен к 2 годам и 6 месяцам тюремного заключения по обвинению в нанесении увечий одному или нескольким людям из-за халатности. В конечном счете суд сократил срок заключения до 2 лет и 1 месяца и превратил его в штраф в размере 19 тысяч турецких лир. Джейлан Енкол скончался 28 сентября 2009 года в результате взрыва минометного снаряда в Лидже. Преступники до сих пор не обнаружены. Прокуратура вынесла распоряжение о конфиденциальности дела. Хотя семья дважды обращалась в Европейский суд по правам человека, в 2017 году турецкий суд постановил, что нарушения не было.

Спустя 5 лет (30 апреля 2014 года) прокуратура Лидже отправила дело в архив, указав, что неясно, кто и когда поставил туда боеприпасы. Семья и адвокаты АПЧ подали в суд на министерство внутренних дел, но Государственный совет отменил решение о выплате компенсации семье 16 мая 2019 года.

Убийцы 11-летнего Джемиля Чагырга также не были найдены. Он был убит во время комендантского часа и содержался в морозильной камере, потому что его тело не могло быть похоронено. Как и в случае со многими другими гражданскими лицами и детьми, убитыми во время комендантского часа, решение о несудебном преследовании было принято на том основании, что преступник не был найден.