Правительство Турции предпочитает быть простым зрителем перед лицом незаконной и дискриминационной практики Высшего совета радио и телевидения (ВСРТ), Дирекции по коммуникациям и Института рекламы в прессе, которые угрожают штрафами, лишением пресс-карт и прочими дискриминационными процедурами, чтобы ослабить плюрализм в СМИ и убрать независимое освещение событий.
По запросу Высшего совета радио и телевидения, который 9 февраля дал международным новостным сайтам 72 часа для подачи заявки на получение у него лицензии на осуществление дальнейшей деятельности в стране, суд в Анкаре вынес решение о блокировке доступа к сайтам Deutsche Welle и «Голос Америки», которые такую заявку не подали, сославшись на то, что это открыло бы путь к цензуре. Этот случай вывел общую проблему процедур лицензирования и блокирования доступа в Турции на международный уровень.
Произвол полиции и период безнаказанности
Доклад о мониторинге СМИ, сделанный BİA и включающий в себя период времени с мая по июнь, также показал степень толерантности государственных органов к произвольному вмешательству сил безопасности в работу представителей СМИ с целью заставить замолчать критически настроенное сообщество. За последние три месяца 9 из 17 журналистов лишились свободы, освещая социальные протесты. Кроме того, 12 из 19 журналистов, подвергшихся нападениям за тот же период, стали мишенью сил безопасности.
За последние три месяца Турция пережила один из самых мрачных и трагических периодов в плане поиска правосудия по делам об убийствах журналистов: Турция передала досье журналиста Джамаля Хашогги, убитого в Генеральном консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле в 2018 году, в страну, которую она же обвиняет в подстрекательстве к убийству.
В судебном процессе по делу журналиста Мусы Антера, убитого в 1992 году, не было достигнуто никакого прогресса, невзирая на то, что в докладе Сусурлука было признано, что он был убит государством. Дело об убийстве, которому в сентябре исполнится 30 лет, находится под угрозой истечения срока давности. Адвокаты семьи Динк передали дело об убийстве главного редактора газеты «Агос» Гранта Динка в 2007 году в Шишли, что в Стамбуле, в Кассационный суд на том основании, что «не все аспекты убийства стали предметом рассмотрения».
17 журналистов арестованы, 1 освобожден
За апрель, май и июнь были арестованы, по меньшей мере, 17 журналистов. Среди них Ибрагим Хаскологлу, попавший под арест за «получение личной информации незаконными методами», был освобожден через неделю. 16 журналистов в Диярбакыре были отправлены в тюрьму по подозрению в «членстве в незаконной организации» и «пропаганде террористической организации».
В тот же период, по меньшей мере, 17 журналистов были задержаны на рабочем месте. Девять из них – во время освещения общественных протестов, где сотрудники служб безопасности чаще действуют на свое усмотрение (празднование Гези, Марш гордости, Марш Гемлика и т.д.). Среди этих репортеров фотожурналист AFP Бюлент Кылыч, задержания которого уже второй год подряд сопровождаются избиением.
Нападения на 19 журналистов, онлайн-атаки и угрозы в адрес пяти журналисток
За последние три месяца, по меньшей мере, 19 представителей СМИ подверглись нападениям: в адрес иллюстратора Хикаби Демирчи и обозревателя газеты Cumhuriyet Барыша Пехливана поступали угрозы. Кроме того, пять журналисток (Чигдем Токер, Невшин Менгу, Бурку Каракаш, Хале Гёнюлташ и Сейхан Авшар) подверглись угрозам и словесным нападкам в интернете.
12 из 19 подвергшихся нападениям журналистов стали жертвами полиции
Несмотря на недавние решения Конституционного суда, осудившие действия администрации в отношении журналистов Бейзы Курал, Эрдала Имрека и Гёхана Бичичи, подвергшихся насилию со стороны полиции, и отмену Государственным советом циркуляра Главного управления безопасности от 27 апреля 2021 года, широко распространенное насилие и незаконные действия в отношении журналистов не прекращаются.
За трехмесячный период 12 из 19 подвергшихся нападению журналистов стали мишенью полиции: фотожурналист AFP Бюлент Кылыч, как и в аналогичный период прошлого года, был задержан при исполнении своих обязанностей по освещению Марша гордости в Стамбуле 26 июня. Расследование по первому случаю задержания, в ходе которого журналистские организации провели акцию протеста перед зданием мэрии Стамбула под лозунгом «Мы не можем дышать», не дает результатов уже год. С другой стороны, такие организации, как TGS и DİSK Basın-İş, продолжают подавать заявления о возбуждении уголовных дел, последние из которых касаются отмечания годовщины протестов в парке Гези.
Трое журналистов осуждены за «пропаганду» и «дело Беркина»
За прошедшие три месяца трое журналистов (Абдуррахман Гёк, Эрен Кескин и Рейхан Чапан) были приговорены к 1 году, 6 месяцам и 22 дням тюремного заключения за «пропаганду террористической организации» и к выплате штрафа в размере 25 тысяч турецких лир за «раскрытие личности Беркина Эльвана».
В этот период журналисты, которым грозило пять лет тюрьмы по делу БДДК по обвинению в «экономическом перевороте»: Керим Караяка, Феркан Ялынкылыч, Мустафа Сёнмез, Мердан Янардаг, Седеф Кабаш и журналист-фрилансер Орхан Калкан были оправданы. Апелляционный суд Диярбакыра отменил приговор о тюремном заключении сроком на 6 лет и 3 месяца координатору телепрограмм İMC Айшегюль Доган, вынесенный по обвинению в «членстве в незаконной организации». В то время как решение об оправдании «Мехмета Аслана» за «членство в незаконной организации» стало окончательным, приговоры Эрену Эрдему, Эмре Эрчишу и Турану Атабаю за «содействие террористической организации фетуллахистов» были отменены судом единогласно.
«Оскорбление президента»: обвиняются 13 журналистов, один оправдан
В вышеуказанный период, по меньшей мере, 13 журналистов и карикатуристов (Жюльен Сериньяк, Жерар Биар, Лоран Суриссо, «Алиса», Хасан Джемаль, Дениз Юджель, Рюстем Батум, Мехмет Амин Курназ, Эрк Акарер, Бурак Шахин, Андар Имрек, Энгин Коркмаз и Ахмет Север) получили в общей сложности 60 лет и 8 месяцев тюремного заключения по обвинению в «оскорблении президента» за свои взгляды и критику в адрес президента Турции Эрдогана. В этот период, когда обвинительный приговор не был вынесен, журналист Хасан Джемаль был оправдан. Дело, возбужденное против обозревателя газеты Evrensel Эндера Имрека, было новым.
Несмотря на рекомендацию Венецианской комиссии и приговор ЕСПЧ Ведату Шорли в октябре 2021 года Местные суды в Турции продолжают разбирательства по статье 299 Уголовного кодекса. С момента избрания Эрогана президентом в августе 2014 года и до 1 июня 2022 года не менее 70 журналистов были приговорены к тюремному заключению, а также отсрочке тюремного заключения или денежному штрафу на основании статьи 299 УК, озаглавленной «Оскорбление президента».
Приговоры за «оскорбление» для Саймаза и Дюндара
В апреле, мае и июне, по меньшей мере, 21 журналист предстал перед судом по делам, возбужденным против них за «оскорбление». В то время как журналисты Исмаил Саймаз и Угур Дюндар, на которых подали жалобы Бюрейде Онель из Ордена Кадири и бывший премьер-министр Бинали Йылдырым, соответственно, были приговорены к выплате денежных штрафов на общую сумму 13 тысяч 980 лир, ответственный менеджер агентства ETHA Дерья Окатан и Саймаз по другому делу были оправданы.
Среди тех, кто требовал тюремного заключения для журналистов, были сын президента Эрдогана Билал Эрдоган, директор по коммуникациям президента Фахреттин Алтун, судья Бекир Алтун, лидер ПНД Девлет Бахчели, экс-премьер-министр Бинали Йылдырым, Мустафа Шентоп и Мустафа Варанк, лидер культа Кадири Бюрейде Энчел, тогдашний главный прокурор Кассационного суда Абдуррахман Ялчынкая и заместитель председателя Федерации ушу Турции Абдуррахман Акюз.
Одна из приятных новостей этого периода пришла из прокуратуры города Ван: жалоба депутата от ПСР в Ване Османа Нури Гюлачара на журналиста Ясина Ипека завершилась отказом от судебного преследования с формулировкой «общественные деятели должны быть более терпимы к критике».
Зятья Эрдогана требуют компенсации
В апреле, мае и июне пять репортеров, один обозреватель (Седат Йылмаз, Хазал Очак, Исмаил Ари, Юсуф Карадаш и Церен Сёзери) и четыре газеты должны были выплатить 825 тысяч лир компенсации в рамках исков, поданных зятьями президента Эрдогана, Сельчуком Байрактаром и Бератом Албайраком, а также братом Сельчука Байрактара, Халуком Байрактаром.
Среди названных выше разбирательств, одно дело, поданное зятем президента Эрдогана Сельчуком Байрактаром с требованием 150 тысяч лир, было отклонено, а другое, поданное им и его братом Халуком Байрактаром против газеты BirGün и ее репортера Исмаила Ари с требованием 250 тысяч лир, завершилось нелегким приговором к выплате 200 тысяч лир.
Заблокирован доступ к сайтам Deutsche Welle и «Голосу Америки», 45 новостных статей подверглись цензуре
По запросу Высшего совета радио и телевидения, который 9 февраля дал международным новостным сайтам 72 часа для подачи заявки на получение у него лицензии на осуществление дальнейшей деятельности в стране, суд в Анкаре вынес решение о блокировке доступа к сайтам Deutsche Welle и «Голос Америки», которые такую заявку не подали, сославшись на то, что это открыло бы путь к цензуре. Этот случай вывел общую проблему процедур лицензирования и блокирования доступа в Турции на международный уровень.
За последние три месяца мировые судьи по уголовным делам и Союз провайдеров интернета, наложили блокировку доступа, по крайней мере, к 45 новостным и аналитическим статьям, в которых присутствовала критика правительства или поднимались в его адрес обвинения в коррупции, взяточничестве и фаворитизме.
Председатель Конституционного суда потребовал у парламента нового закона
В период с апреля по июнь 2022 года Конституционный суд пришел к выводу, что осуждение газеты Kayseri Yeni Haber по иску бывшего депутата от Республиканской народной партии Халука Пекшена явилось нарушением свободы слова и прессы, и постановил выплатить газете 13 тысяч 500 лир за нематериальный ущерб и компенсировать судебные издержки в размере 4 тысячи 865 лир.
Конституционный суд постановил, что право супруги журналиста и писателя Кана Дюндара Дилек Дюндар на частную и семейную жизнь было нарушено из-за отзыва ее паспорта, и Дилек Дюндар должна получить 22 тысячи лир компенсации нематериального ущерба. Председатель Конституционного суда Зюхтю Аслан на церемонии, посвященной 60-летию Конституционного суда, где присутствовал и президент Эрдоган, обратился к спикеру парламента Мустафе Шентопу: «Если мы хотим, чтобы индивидуальные заявления продолжали оставаться эффективным и действенным способом отстаивания прав, мы, как законодательный орган, должны незамедлительно принять правовые меры по этому вопросу».
ЕСПЧ не работает, но пользуется популярностью
С апреля по июнь 2022 года не удалось найти ни одного решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), касающегося свободы прессы. В тот же период ЕСПЧ отклонил апелляции на приговоры Турции по делам Дениза Юджеля, репортера Die Welt, который в течение года находился в заключении в Турции, и журналиста Назлы Илычака, проведшего в тюрьме более четырех лет. Журналистка Мюйессер Йылдыз, чей иск из-за ее необоснованного ареста в 2020 году был отклонен Конституционным судом, заявила, что обратится в ЕСПЧ.
Ассоциация изучения медиа и права подала заявление в ЕСПЧ от имени репортера агентства «Мезопотамия» Джамиля Угура, который был арестован после репортажа о двух жителях деревни, подвергшихся пыткам после того, как их посадили в вертолет в Чатаке, что находится в провинции Ван, и позже был оправдан по обвинению в «членстве в незаконной организации». Ассоциация подала еще одно заявление в отношении Недима Тюрфента, который был приговорен к 8 годам и 9 месяцам тюремного заключения в Хаккари в 2017 году за то, что «являлся членом РПК».
Высший совет радио и телевидения оштрафовал телеканалы на 1 миллион 430 тысяч 85 лир
Высшего совета радио и телевидения за прошедший трехмесячный период наложил на телеканалы в общей сложности 37 административных денежных штрафов. Совет оштрафовал телекомпании на общую сумму 1 миллион 430 тысяч 85 лир. За тот же период прошлого года совет наложил 46 денежных штрафов и 20 дней приостановки вещания на телеканалы и 1 административный денежный штраф на радиостанцию. В общей сложности он оштрафовал телекомпании на 11 млн. 300 тыс. 517 лир, а радиокомпании – на 6 млн. 372 лиры.
За рождение ребенка теперь журналистов увольняют с работы
В апреле-июне, по меньшей мере, три представителя СМИ были уволены или вынуждены оставить работу из-за разногласий, возникших в связи с редакционной линией издания. Журналист Амин Чапа вернулся на телеканал Halk TV, который ранее покинул. Причиной увольнения журналистки Зейнеп Ирмак Окал, работавшей в новостном агентстве Демирёрен (DHA) в Самсуне, стало то, что «она стала матерью».