Курдский язык – основа нашего существования

Курдские учителя в Северной и Восточной Сирии утверждают, что возможность получать образование на родном языке – это одно из важнейших завоеваний Рожавской революции.

Член руководящего совета партии «Демократический союз» (ПДС) Алдар Халил в программе телеканала «Рохани-ТВ» прокомментировал переговоры между курдскими политическими силами, отметив, что Курдский национальный совет (КНС) в Сирии выступает против курдской образовательной системы и против системы сопрезиденства. Он утверждает, что КНС ставит условием продолжения переговоров с партиями Курдского национального единства (ПКНЕ) принятие учебной программы, установленной центральным правительством Дамаска, которая должна будет заменить нынешнюю курдскую образовательную систему, предполагающую обучение на родном языке.

Курдские учителя заявляют, что образование на родном языке всегда было для них мечтой и что они не позволят никому использовать этот фактор как препятствие для достижения курдского национального единства.

Выступая с сообщением по данной теме, Фадил Джавиш, член образовательного комитета демократического сообщества кантона Шахба, отметил, что правящие круги в разные времена использовали все возможные методы, пытаясь задавить культуру курдского народа. Они навязывали своё собственное мировоззрение через свой язык и через обучение на нём, запрещая предоставлять возможность получения образования на родном языке.

КНС хочет, чтобы мы вернулись к образовательной программе, используемой до 2011 года

Подчеркнув, что с момента начала сирийского кризиса множество героев отдали свою жизнь в борьбе за преобразования, в том числе за установление собственной образовательной системы, Джавиш утверждает: «Мы заплатили очень высокую цену за создание свободной и демократической системы. Однако КНС хочет вернуть ту образовательную систему, которая существовала до 2011 года. Мы никогда не примем это. Турецкие оккупанты пытаются навязывать турецкий язык и собственную образовательную систему на тех территориях, которые им удалось занять. Образование на курдское языке запрещено предоставлять в Африне, Сарекание и Гре Спи. Даже несмотря на то, что КНС вроде бы представляет курдский народ в составе сирийской оппозиции, они не смогли помешать турецкой власти навязать свои порядки в сфере образования на оккупированных территориях, в результате чего у местного курдского населения была отнята возможность учиться на родном языке».

Мы никогда не примем требований КНС

Мадья Али, член комитет по вопросам курдского языка, относящегося к центральной администрации школ Хасеке, указал на то, что было принесено множество жертв и приложено немало усилий, чтобы организовать образовательную систему на курдском: «КНС, поднимая эти обсуждения, хочет ликвидировать наши достижения. Мы никогда не примем требования КНС. Система образования на курдском языке была возрождена в результате огромных усилий, прилагаемых жителями региона на протяжении нескольких лет. Подобные обсуждения направлены на то, чтобы уничтожить достижения нашей революции. Каждый должен хорошо понимать, что курдский язык – это наша идентичность и основа нашего существования».

Мадья Али считает требования КНС вернуть образовательную систему, созданную центральным правительством Сирии, противоречащими нуждам курдского народа.

Молодые люди жертвовали своими жизнями

Одна из учителей школы имени героя Хогыра в Кобани Лейла Аслан говорит, что они отвергают требования КНС возродить образовательную систему, утверждённую Дамаском: «Мы, учителя Кобани, не согласны с их требованиями. Мы не хотим никакой другой системы, кроме той, в основе которой лежит курдский язык. Наша молодёжь жертвовала своими жизнями, чтобы добиться права получать образование на курдском языке».

Лейла считает, что КНС таким образом становится на сторону центрального правительства в Дамаске.

Они не могут смириться с тем, что наши дети обучаются на родном языке

Асмахан Джамиль Кашо, один из учителей школы имени Шакира Курьяша в Камышло, утверждает: «Некоторые из представителей руководящих кругов КНС даже не могут нормально разговаривать на курдском. И они не могут смириться с тем, что их дети будут получать образования на своём родном языке».