АЖД: 72 работника СМИ находятся за решёткой в Турции

Ассоциация журналистов «Диджле» опубликовала свой доклад за сентябрь, посвящённый нарушениям прав работников СМИ в Турции.

Согласно докладу, на данный момент в стране 72 работника СМИ находятся за решёткой, ещё в отношении такого же числа работников продолжаются судебные расследования.

Ассоциация журналистов «Диджле» опубликовала свой доклад, посвящённый нарушениям прав работников СМИ в Турции, за сентябрь. В докладе ассоциация в первую очередь вспоминает убийство журналистки и работника научной сферы Нагихан Акарсал, случившееся в Сулеймании во вторник. Акарсал была членом Академии, занимающейся джинеологией, а также редактором журнала, выходящего под одноимённым названием. Есть подозрения, что за этим убийством стоит НРО Турции.

«Это плохие новости для журналистов и всего человечества в целом. Будучи коллегами, которые знают работу и борьбу Акарсал, мы осуждаем эту атаку. Мы знаем, что это нападение на Акарсал, которая в течение многих лет работала журналисткой и исследовала джинеологию, женскую науку, случилось из-за того, что она находилась в поисках истины. Мы в очередной раз говорим тем, кто убил Нагихан Акарсал, что никакие расправы не сломают волю и перо журналистов. У себя в новостных студиях или на улицах мы дадим понять, что продолжим свою журналистскую работу и свою борьбу за истину. Нагихан Акарсал стала мученицей, героиней свободной прессы, и она будет путеводным огнём для нас в борьбе за истину», – говорится в заявлении Ассоциации.

«Суд ещё раз убил Антера Мусу»

АЖД также осудила тот факт, что судебное дело по поводу убийства курдского интеллектуала и писателя Мусы Антера, случившегося 20-го сентября 1992 года, было прекращено турецкой судебной системой в связи с истечением срока давности. «В 30-ую годовщину убийства нашего учителя Апе Мусы (Муса Антер) судебная система оправдала его убийц. Суд, который так и не предпринял никаких серьёзных шагов, направленных на то, чтобы наказать преступников, и тех, кто стоит за ними, и во время прошлого слушания, целенаправленно перенёс новое слушание на 21-ое сентября, когда уже истекло 30 лет с момента убийства; в итоге судебное дело было прекращено, так как срок давности истёк. Суд, который отказался признать убийство «преступлением против человечности», вознаградил преступников этим решением и по сути убил Мусу ещё раз при содействии подлых сил из 90-х годов. Мы, будучи последователями Апе Мусы, осуждаем этот вердикт и заявляем, что продолжим и дальше заниматься этим делом».

«Прессу хотят заткнуть при помощи закона о цензуре»

АЖД также раскритиковала «Закон о предотвращении распространения дезинформации», назвав его «законом о цензуре». Данное постановление, которое, по сути, направлено на то, чтобы заткнуть прессу, было представлено парламенту режимом ПСР-ПНД 27-го мая и включает в себя срок до трёх лет за, помимо всего прочего, «сознательное распространение дезинформации и фейковых новостей». АЖД утверждает: «Будучи работниками СМИ, мы знаем, что этот закон направлен на распространение цензуры на всё общество. Мы предупреждаем, что этот закон приведёт к увеличению случаев нарушения прав и свобод работников прессы, нарушения свободы самовыражения, а цифровые медиаплатформы, которые предоставляют альтернативу в сфере информации, окажутся под колпаком государства».

«Мы выступаем категорически против этого закона и в очередной раз подчёркиваем необходимость солидарности и общей борьбы за немедленную его отмену. Этот закон, который нацелен на подавление социальной оппозиции, свободы прессы, свободы самовыражения и свободы мысли, является в полном смысле слова законом о цензуре во всех сферах. Даже до принятия закона, мы все сможем воочию убедиться в том, как он будет реализовываться. В то время как мы каждый месяц выкладываем отчёты о свободе мысли, самовыражения, прессы, тот факт, что даже эти отчёты пытаются ограничить, указывает на нынешнее место журналистики в Турции. Мы призываем всех и каждого объединиться в борьбе за отмену этого закона, первые две статьи которого уже были приняты Генеральной ассамблеей парламента».

Отбывающие сроки журналисты

В своём отчёте АЖД также затронула тему находящихся за решёткой журналистов, указав, в частности, на тех заключённых, которые участвуют в голодовке: «Шафия Алагаш, Наше Топрак, Рамзия Тамаль и Алиф Унгюр были среди 16 журналистов, арестованных 8-го июня во время специальной операции в Амеде (Диярбакыр), сейчас они участвуют в голодовке в знак протеста против обысков, постоянного наблюдения и отказа от предоставления медицинской помощи. Они начали свой протест против различного рода нарушений прав заключённых в женской тюрьме в Амеде. Журналистки, вместе с другими заключёнными, объявили о пятидневной голодовке "в качестве предупреждения против набирающих обороты нарушений».

АЖД также вспомнила Гурбаталли Арсоз, годовщина смерти которой считается Днём курдских журналисток; Гурбаталли убили 7-го октября 1997 года. Химик и журналистка по профессии она являлась главной редакторшей прокурдской газеты «Озгюр Гюнадм». После нахождения в тюрьме и пыток в Турции она присоединилась к рядам партизан в 1994 году. В 1997 году Арсоз пала смертью храбрых в ходе «южной войны».

Аресты, задержания и запреты сайтов

В отношении журналистов в Турции отчёт АЖД за сентябрь гласит, что пятеро из них были арестованы, двух задержали, с 12 дурно обращались, семерым угрожали, в отношении четырёх вели расследования, семерым были предъявлены обвинения, 15 журналистами грубо помешали заниматься своей деятельностью, а шестеро пострадали от разного рода нарушений в тюрьме. Помимо этого, девятерых журналистов приговорили к различным тюремным срокам, 72 человека находятся в тюрьме, а в отношении ещё 72 продолжают вестись дела. Департамент, отвечающий за радиовещание и телевидение, наложил штрафы и запреты на трансляции на три канала, запретил пять программ и три вебсайта, заблокировал доступ к 137 новостным сообщениям и ввёл запреты на контент 18 аккаунтов в соцсетях.