Трасса М4 открыта по соглашению между Россией и Турцией

В результате российско-турецкого соглашения международная трасса М4 возобновила свою работу.

Какие политические и экономические интересы обеих стран в этом соглашении, почему Турция не следует предыдущим договоренностям и долго ли продлится принятое Россией и Турцией соглашение?

23 мая Россия и Турция снова достигли экономического и политического соглашения относительно открытия международной трассы М4 в северо-восточной Сирии.

Как утверждают обе стороны, данное решение было принято для облегчения движения по дороге между районом Тель Тамир, который расположен в 20 км к северо-западу от города Хасаке, и районом Айн Исса, расположенным в 50 км к северу от сирийского города Ракка.

Первые транспортные средства по трассе М4 отправились в путь уже утром 25 мая. Это были машины бронетехники российской военной полиции и несколько гражданских автомобилей, в которых были люди, желающие воспользоваться трассой спустя 7 месяцев ее блокировки.

Трасса М4 была закрыта после нападения Турции на северо-восточную Сирию 9 октября прошлого года. Окончательная блокировка трассы произошла после ряда преступлений, совершенных наемниками турецкой армии и так называемой Сирийской свободной армии на этой дороге, самым резонансным из которых стал инцидент с нападением на генерального секретаря партии «Сирия будущего» Хаврин Халаф.

Поиск решения проблемы – послание от оккупированных стран

«Объявление об открытии трассы М4, которая в основном связывает города Хасаке и Алеппо, является обострением реальной ситуации в Сирии. Потребовались долгие месяцы переговоров между Россией и Турцией, чтобы трассу снова можно было открыть. Разрешение на открытие трассы также требовало участия США в этом вопросе. Решение данного конфликта является в некотором смысле выражением баланса сил между сторонними государствами, вмешивающимися в дела Сирии. Оно также может выражать косвенное послание с их сторон, которое говорит о том, что любое принятое решение в Сирии требует согласия этих стран», – прокомментировал сирийский оппозиционер и политолог Гиат Наисса.

Настойчивость со стороны России вызвана экономическим кризисом в Сирии

О причинах заинтересованности возобновления работы трассы М4 со стороны России Наисса сказал: «Причина настойчивости со стороны России в открытии трассы – это страшный экономический кризис, который сейчас переживает сирийский режим. Россия понимает, что большинство граждан Сирии оказались за чертой бедности и дошли до крайней точки голода, что может спровоцировать восстания против режима Башара Асада. Именно поэтому для России и сирийского режима существует острая экономическая необходимость открыть эту трассу, однако связь между Алеппо и Латакией все еще закрыта, а российско-турецкое соглашение о его открытии до сих пор не реализовано из-за уклонений со стороны Турции».

Жители Сирии расплачиваются за конкуренцию в их регионах

Наисса отметил, что данное событие отражает картину напряженной сирийской реальности. И в картине этой региональные и международные антагонизмы конкурируют друг с другом, не учитывая каких-либо интересов самих сирийцев. Такой расклад настоятельно требует объединения демократических и социальных сил Сирии на основе целей, которые будут базироваться на добре, свободе, мире и независимости, а также возвращении сирийцам их страны, суверенитета и прав.

Несмотря на то что прошло уже несколько дней с момента соглашения России и Турции открыть трассу М4 для общего пользованиях, местные жители все равно не пользуются этой дорогой, потому что боятся повторений преступлений со стороны наемников турецкой армии, нацеленных на эту дорогу. Опасения их усиливается также тем фактором, что ранее наблюдались российские и турецкие патрули в районе Идлиба.

Консенсус интересов Турции и России в северо-восточной Сирии

В свою очередь сопредседатель Демократической партии Курдистана Талал Мухаммед заявил, что возобновление работы международной трассы М4 – это консенсус интересов Турции и России и попытка выиграть каждой заинтересованной страны больше в соответствии со своими интересами.

Талал Мухаммед добавил: «Если бы Россия была обеспокоена положением дел сирийского народа, она бы действительно работала над поиском решения сирийского кризиса, который за 9 лет его существования только обостряется. Я считаю, что существует несколько сценариев развития дел, связанных с российско-турецкими интересами в Сирии, и каждая из сторон хочет выиграть как можно больше в соответствии со своими интересами, а не интересами сирийского народа».

Он также отметил, что Россия по согласованию с Турцией прорабатывает несколько сценариев. Первый заключается в расширении влияния сирийского режима Башара Асада в регионах северо-восточной Сирии, а также в попытке контролировать стратегически важную магистраль, связывающую иракскую границу с сирийским побережьем, чтобы снизить нагрузку на сирийский режим от принятого американского законопроекта «Цезарь» о санкциях, нацеленных на послабление режима Башара Асада. Также Россия стремится расширить свое влияние за счет регионов, из которых были выведены американские войска.

Что касается интересов Турции в этом соглашении, то Талал Мухаммед сказал так: «У Турции также есть интересы в принятом решении об открытии дороги М4, которые повлияют на договоренности и соглашения, заключенные в отношении Идлиба, на данный момент находящийся под контролем турецкой оккупации. Благодаря этому соглашению нагрузка на наемнические протурецкие группировки в Идлибе будет уменьшена, что даст Турции больше времени для поддержки своих террористических группировок после того, как в Идбиле они столкнулись с большими трудностями».

Соглашение будет длиться до тех пор, пока в нем заинтересованы оба государства

Талал Мухаммед считает, что это соглашение, как и все другие, будет продолжать действовать до тех пор, пока в нем заинтересованы обе стороны. Поэтому лучше договориться заранее об ограничениях преступлений, совершаемых протурецкими террористическими группировками.

«Лучше Турции ограничить свою поддержку террористических группировок и террористических операций, совершаемых в оккупированных ею районах. Без ликвидации всех вооруженных группировок из оккупированных ею регионов, в том числе и армии Турции, не будет никакого соглашения, стабильности, мира и политического решения», - подытожил сопредседатель Демократической партии Курдистана Талал Мухаммед.