РПК – причина или следствие?

Не существование РПК является причиной, по которой Турция действует агрессивно в отношении курдов. На самом деле всё наоборот: именно турецкая агрессия послужила причиной появления здесь РПК, – объясняет журналистка Марал Чичак из Сулеймании.

Атаки с пересечением границы со стороны Турции, которая время от времени подвергает бомбардировкам Южный Курдистан (Башур) с 1986 года, послужили причиной возникновения оживлённых дискуссий на эту тему в последние две недели. В социальных сетях люди активно выступают против тех объяснений ситуации, которые продвигаются нынешней властью Южного Курдистана. Согласно официальной версии – которая, в первую очередь, продвигается правящей в Южном Курдистане ДПК (Демократической партией народов) – главная причина, по которой Турция устраивает бомбардировки Башура, заключается в существовании на данной территории РПК. Согласно этой версии, единственная возможность остановить бомбардировки – это положить конец существованию РПК в Башуре.

По этой логике не те, кто закрывает глаза на все преступления или даже сотрудничает с захватчиками, а РПК виновны в том факте, что турецкая армия «свободно передвигается» по Башуру. Виноват не агрессор, но жертва. То, что враждебная курдам сторона проводит наземные операции и устраивает бомбардировки за рамками своих границ, полностью законно по такой логике, при этом существование РПК как Курдского освободительного движения в одной из частей Курдистана почему-то является незаконным. Это официальная версия, то, что они хотят навязать населению.

Однако большинство населения отнюдь не склонно соглашаться с подобной версией, они не верят официальным заявлениям. Утверждению «Причиной авиаударов является РПК» противопоставляется полностью противоположная версия «Именно продолжающиеся авианалёты служат причиной существования РПК». В последние несколько дней молодые люди из Южного Курдистана начали в Твиттере хэштег-кампании, благодаря которым тема турецкого вторжения вошла в список самых популярных тем во всём мире, таким образом люди из самых разных стран узнали об агрессии в отношении курдов со стороны турок. Всё это показывает нам, что лживое утверждение турецкого режима – «У нас нет проблем с курдами, наша проблема – это РПК» – не пользуется популярностью у населения Южного Курдистана.

Несмотря на все манипуляции турецкой стороны, которая преследует оккупационную политику геноцида в отношении курдов, жители четырёх частей Курдистана способны видеть правду. С каждой новой атакой на Башур они лишь убеждаются в правдивости своих первоначальных выводов.

Именно поэтому результаты турецкой пропаганды оказываются прямо протиповолжными желаемому. На протяжении какого-то времени существовало мнение, что нападения на мирное население направят гнев жителей на РПК, однако на самом деле жители Башура, в особенности молодёжь, всё больше ожесточаются против самой Турции. Пока что местная власть сдерживает их гнев, который грозится выплеснуться на улицы. После массового убийства в Шеладизе местное население захотело пройтись маршем по направлению к турецкой военной базе, однако при помощи насилия местным представителям сил безопасности удалось остановить их. Та же самая участь постигла тех людей, которые хотели выйти с протестом по поводу бомбёжек Кунамаси со стороны Турции к зданию турецкого консульства в Эрбиле (Хавлар), они были арестованы ещё до начала самой акции протеста.

В Южном Курдистане растёт понимание того, что Турцию интересует не столько РПК, сколько возможность оккупации Южного и Западного Курдистана в соответствии со своей национальной политикой, их политического манифеста, выдвинутого после Первой мировой войны. Это можно видеть при анализе нынешних протестов из-за продолжающихся атак. Например, Кайван Кава, пострадавший от авиаудара по Кунамаси, говорил представителям прессы следующие слова: «Если мирные жители не являются целью турецких атак, почему они стали атаковать нас лишь после приближении партизан из Партии свободной жизни Курдистана (ПСЖК)? Кто здесь террорист? Мы или же те люди, которые превратили всю нашу жизнь в трагедию своими атаками?»

На сегодняшний день население Башура сталкивается со множеством проблем. Госслужащим не выплачивают зарплату на протяжении нескольких месяцев. За последние два месяца значительно выросло число заражённых коронавирусом. Границы и аэропорты закрыты. Помимо этого, Турция начала наземное наступление при поддержке авиации.

Одним из последствий гнева людей является их выход на улицы. Разумеется, гнев и ярость могут привести к переменам, если они активно трансформируются в уличные протесты. Однако, на мой взгляд, было бы несправедливым давать оценку населению Башура без учёта кризиса в регионе и различных проблем. По моему мнению, важность поднятия сознательности среди местного населения в противовес грязным планам Турции, не должна недооцениваться.

Некоторая личная информация от себя: Кайван Кава получил лишь лёгкие ранения в результате авиаудара, нанесённого по Кунамаси, однако его жене пришлось ампутировать ногу. В голове его маленького сына остались осколки, которые нельзя, по мнению докторов, вытащить, потому что это может привести к ухудшению состояния. Самому Кайвану придётся приложить немало усилий, чтобы восстановить своё дело, своё хозяйство, пострадавшие от авиналёта на Кунамаси, ему придётся потратить для этого все свои сбережения. Этой семье определённо нужна помощь.

Марал Чичак изучала политическую науку, социологию, а также историю в Институте Гёте во Франкфурте. Во время своей учёбы она успела поработать в качестве корреспондента, а также редактора курдской ежедневной газеты в Европе – «Йени Озгюр Политика», в которой она и сейчас ведёт еженедельную рубрику. В 2014 вместе с другими женщинами она основала офис, занимающийся взаимоотношениями между курдскими женщинами, где она является одной из сопредседательниц. Она также входит в редакторскую комиссию ежеквартального журнала «Жинеология» («Наука о женщинах»).