Командующая Союза свободных женщин «Стар» (ССЖ «Стар») Зозан Чевлик побеседовала с ANF накануне 8 марта, Международного дня трудящихся женщин. Она напомнила знаковые слова курдского лидера Абдуллы Оджалана: «Женщины спасут мир».
Чевлик добавила: «Мы, женщины, спасем нашу страну, регион и мир на нынешнем историческом этапе. Сегодня мы должны взять на себя историческую ответственность, понимая важность нашей миссии, и вести борьбу на улицах наших городов, в школах, домах и в партизанских горах. Мы будем следовать материнским наставлениям и непреклонной позиции наших предшественниц-героинь. Мы должны делать то, что необходимо».
«Всестороння борьба во всех областях – то, чего требует от нас время. Это необходимое условие успеха. Женщины должны одержать победу, которая подарит человечеству свободу», — сказала Зозан Чевлик, поздравляя всех соратниц и единомышленниц с 8 марта.
Ниже мы приводим полный текст интервью командующей Центральным штабом Союза свободных женщин «Стар» (ССЖ «Стар») Зозан Чевлик для информационного агентства ANF:
- Как войны, разгорающиеся по всему миру, влияют на жизнь женщин?
- Мы готовимся встретить 8 марта, Международный день трудящихся женщин мира, под девизом «Женщина, жизнь, свобода». Сейчас мы работаем над общим делом женской революции и верим, что всё человечество сможет преодолеть патриархальный государственный порядок и построить свободную жизнь и свободное общество в рамках борьбы за эмансипацию женщин. Я приветствую нашего лидера, который дал толчок началу этой борьбы, с уважением, любовью и благодарностью. Оджалан приложил огромные усилия для того, чтобы идеология освобождения женщин стала частью нашей жизни. Он верил в женщин и считал, что они должны идти в авангарде при любых обстоятельствах. 8 марта – также дата гибели женщин, боровшихся за свои права на труд и жизнь и убитых из-за этой борьбы. Это история тех, кто достоин свободы. Мы вспоминаем 129 работниц, погибших в пожаре на фабрике, Клару Цеткин, Розу Люксембург, сестер Мирабель, Басе, Зарифе, женщин-бойцов сопротивления, убитых талибами в Афганистане, Сакине Джансыз, Михрибан Саран, Басе Ануш, Рахиме Кахраман, Биневш Агал, Гюльназ Караташ, Зейнеп Кынаджи, Сему Юдже, Айнур Нарин, Андреа Вольф, Хаврин Халаф, Рейхан Амуде, Хелин Черкес, Шилан Кобани, Элефтерию Фортулакис, Азу Малазгирт, Делал Амед, Эвин Гойи, Раперин Амед, Бериван Зилан, Еву Марию Штайгер. Я с уважением и благодарностью чту память таких героинь, как Сорхвин Рожхилат, Лейла Сорхвин, Дога Виян, Сара и Рукен. Мы учились у них, и сегодня мы идем по их стопам. Мы осуществим женскую революцию благодаря памяти о героизме наших предшественниц.
Нападения на женщин
Стоит отметить, что нынешняя ситуация никак не обозначена в международном праве, но фактически это Третья мировая война. По определению Абдуллы Оджалана, Третья мировая война не всегда характеризуется только вооруженными конфликтами – порой это дипломатическая атака, хотя зоны горячих конфликтов постепенно расширяются. Эта война уже привела к серьезным потерям, социальным потрясениям и разрушениям.
Как известно, структурный кризис системы возникает в результате проявления глубочайших проблем и противоречий, которые волнуют широкую общественность, когда возможности для их решения не существует. Мы называем XXI век «столетием женщин», полагая, что проблема становится видимой и предоставляет возможности для разрешения. Третья мировая война тоже представляет собой период, когда политика правящего класса проводится так, чтобы устранить возможности для освобождения женщин, манипулируя гендерными противоречиями, которые стали видимыми, и финансовой зависимостью женщин. Репрессии против женских организаций и объединений, рост насилия в отношении женщин почти во всех областях и странах мира выходят на пик, пока женщины всё активнее участвуют в политическом дискурсе и нередко служат в вооруженных силах многих государств. Но все эти перемены не связаны с осознанием своей идентичности. Здесь необходимо отметить, что даже организованная позиция женщин становится бессмысленной, когда женскую деятельность берут под контроль. Например, НАТО – организация, несущая войну и разрушения, но существует широкий дискурс «НАТО — это мы», когда речь идет о женских представительствах стран Альянса. НАТО – пример искажения женских свобод даже при условии существования соответствующих организованных структур. Такой подход опасен, фактически он направлен против женщин. Всё это следует определить, как явление, враждебное женщинам, берущее начало в политике Третьей мировой войны.
Военная оккупация, сопутствующая этим событиям, и боевые действия приводят к огромным разрушениям. В частности, конфликт на Ближнем Востоке продолжается с участием как наемных парамилитарных группировок, так и силами государственных армий, воюющих против мирных народов, лишенных возможности самообороны. В этих условиях женщины становятся мишенями вооруженной агрессии. Оккупация, боевые действия и широкое использование особых методов ведения войны влекут за собой все виды насилия. Гибель женщин и детей стала обычным явлением. Политика физического геноцида ведет к разрушениям гражданской инфраструктуры и бегству населения, уничтожая общественные связи.
Хамас, Израиль, действия Талибана после прихода к власти в Афганистане, Сирия, Ирак, Йемен, Ливия и т.д. — во всех этих странах, в ходе этих конфликтов страдают женщины. Их убивают, лишают крова и подвергают всевозможному насилию. Миграция – страшнейшее следствие войны. Те, кто покидают свою страну, теряют идентичность и становятся крайне уязвимыми людьми, жертвами войны. На эту тему можно привести тысячи примеров.
Международное право не защищает женщин и общество в сложившейся ситуации. Оно остается лишь инструментом, который можно использовать на взаимных основаниях в дипломатическом конфликте между государствами. По мере того, как военные преступления учащаются, жизни и тела женщин становятся предметом торга – от продажи органов до индустрии проституции, от дешевой рабочей силы до рынка наркоторговли и вербовки в качестве агентов. Женщин приносят в жертву чаще всего. По сути, война бьет в первую очередь по женщинам.
Общество слабеет, когда женщины оказываются под ударом
- Что вы можете сказать об особой военной политике государств, которые доминируют в Курдистане, по отношению к курдским женщинам? Как эта политика влияет на жизнь женщин?
- В Курдистане и прежде шли определенные позитивные процессы, но под руководством Абдуллы Оджалана они трансформировались в борьбу за освобождение женщин. Пока колониальные державы атаковали курдов, свободный Курдистан и идеологию демократической нации, основанную на единстве народов, следствием этих действий стала политика геноцида. Женщины, которые шли дорогой борьбы, тоже пострадали от этой политики. Сегодня наши оппоненты атакуют женские организации и женщин-политиков, чтобы нейтрализовать память о борьбе и уничтожить надежду на развитие. Оккупанты наносят удары по женским подразделениям и объектам гражданской инфраструктуры, и мишенью рискует стать каждая женщина, желающая свободы. Ей стремятся помешать заниматься политикой, её волю пытаются подавить арестами и насилием. Специальная война – это попытка уничтожить женское достоинство и лидерство. Бойцы сопротивления сталкиваются с насилием, в регионе идет миграция, и жителей Курдистана фактически изгоняют с родной земли. Все эти действия сгущают атмосферу страха и неуверенности в будущем, и поэтому одним из результатов этой войны стала интенсивная миграция. Захватчики создают условия для конфликтов, чтобы разделить наше общество. Атакуя молодых женщин, враг провоцирует наркоторговлю, обнищание и упадок.
Они боятся женщин
Абдулла Оджалан всегда говорил, что основа свободы общества – свобода женщин. Поэтому оккупанты атакуют женщин-политиков, бойцов и активисток, надеясь уничтожить таким образом всё наше общество.
Психологическая война в Курдистане многогранна. Если вы оцените события в Курдистане с 2015 года, то увидите, что случаи изнасилования женщин участились. Захватчики делают всё, чтобы сломать женщин, провоцируя страх, лишая население возможности реагировать на внешнюю агрессию и заставляя людей принять невыносимую ситуацию. Таким образом под ударом оказывается наш социум, которого лишают всех его ценностей. Фашизм пытается разрушить женское единство и вербует местных жительниц, вынуждая их становиться агентами. В Курдистане продолжается военная, экономическая и культурная эксплуатация. Помимо этого, женщин вовлекают в проституцию. На оккупированных территориях нередки похищения местных жительниц. Смерти из-за военных действий, уничтожение социальных связей, экономический коллапс, похищения и прочие виды насилия создают пространство для мужского доминирования. Ассимиляция продолжается, но продолжается и сопротивление. Развитие началось под руководством Оджалана, и созданные освободительным движением организации продолжают борьбу.
Враг пытается подорвать это развитие и заставить наш народ и женщин-революционерок отказаться от своих принципов. Людей подавляют, чтобы общество сдалось, города превращают в криминальные центры, атакуют даже наши кладбища, леса, природную среду и культуру. Матерям присылают останки их детей в почтовых пакетах. Захватчики действуют так потому, что боятся женщин и надеются сломить их. Политика Турецкой Республики напоминает политику Ирана. В южном Курдистане сохраняется похожая ситуация, которой способствует предательство местных коллаборантов. Эрдоган считает курдских женщин, добившихся свободы, угрозой, и Барзани действуют похожим образом.
В 1998 году Абдулла Оджалан представил свой труд, «Идеологию женской свободы», как подарок женщинам к 8 марта, и заявил о необходимости развиваться в рамках организации. Тогда же Мадлен Олбрайт, госсекретарь США и женщина, действующая на стороне системы патриархата, заявила, что женские организации – опаснейшая сила. Говоря о «целях терроризма», она обратила внимание на Союз освобождения женщин Курдистана (YAJK) и сказала: «Давайте нанесем удар по женским вооруженным силам». Поэтому они атаковали именно женщин.
Сегодня враг действует в рамках того же подхода, атакуя курдское женское движение, его сторонниц и идеологов. Цели захватчиков не изменились. После убийства наших товарищей Сары, Рожбин и Ронахи в Париже наша соратница Эвин стала очередной мишенью. Внесудебные расправы, аресты, нападения, массовые убийства женщин в северном Курдистане и Турции продолжаются. Мы видим непрерывные удары по Рожаве и северо-восточной Сирии, убийства таких героинь, как Хаврин Халаф, Жиян Толхилдан, Рихан Амуде, Шервин Сердар, Рожна Амед и многих патриотически настроенных женщин и матерей бойцов. Мы видели убийства таких достойных товарищей, как Бериван Зилан и Зилан Конья, которые представляли традиции нашей борьбы в южном Курдистане. Вспомните убийство Жины Амини и тюремное заключение для женщин, возглавлявших народное восстание в восточном Курдистане.
Можно сделать вывод, что систематические нападения и убийства женщин – комплексная стратегия вражеского режима. Но никто из нас не намерен сдаваться, и женщины будут строить свободное будущее, продолжая действовать во всех областях – идеологии, политике, культуре, экономике. Сегодняшние проблемы коснулись не только курдских женщин, но и всех участниц освободительной борьбы. Каждый день мы видим жестокость, выходящую за рамки средневековья. Враг ведет «охоту на ведьм». Наши оппоненты делают всё возможное, чтобы уничтожить женщин, которые обрели самосознание и волю к борьбе, создали организации и общественные структуры.
- Какой же путь стоит избрать женщинам, чтобы развивать свои силы самообороны и вести просветительскую деятельность в обществе, в семье и на улицах своих городов? Как им бороться с этим менталитетом и политикой?
- Сейчас активное участие в этой борьбе принимает женское освободительное движение, созданное при участии курдской героини и первопроходца Сакине Джансыз. Эта сила становится всё более организованной. Однако, этот факт дает повод для агрессии со стороны патриархальных государств. Существование курдского женского движения и его борьба – величайший шанс для женщин и всего общества. Вся наша история говорит о том, что борьбу за свои права следует вести самостоятельно, и тогда мы обретаем возможность защищать себя, создавая себе пространство для развития. Так женщины защитят себя от преследований и сегодня. Агрессию со стороны государств, где доминируют мужчины, можно предотвратить только имея собственные организации и силы самообороны. У нас есть не только великое наследие, но и собственные подразделения, и мы способны защищать себя в текущей ситуации. Всё, что нужно сделать любой из наших сторонниц, так это стать частью процесса. Но также необходимо постоянно поддерживать в себе стремление к свободе, чтобы дать отпор идеологическим атакам. Женщины и наш народ не беспомощны.
Организованная борьба
Сегодня крайне важно, чтобы каждый из вас вел борьбу на своем уровне, отстаивая интересы своей семьи и народа, – на уровне своего района, деревни, города и даже страны. Тогда все методы психологической войны, манипуляции, запугивание и попытки подчинить нас посредством женоненавистнической политики не сработают. Нам необходимо сохранить единство. Осознание этой необходимости ведет к организованности. Общество больше государства, а женское общество масштабнее, чем могут представить идеологи мужского господства. На этом этапе человек должен организоваться сам, помогая своей семье и согражданам. Если женщины будут идти этим путем, они смогут защититься.
Весь наш народ, особенно молодежь, должен сначала твердо стоять на ногах. Закройте двери для врага, а затем готовьтесь дать ему отпор. Как может сержант насиловать женщину в Курдистане? Как могут десятки людей изнасиловать молодую девушку в обществе, у которого есть опыт борьбы? Как наркоторговля может существовать в подобных масштабах? Как могут наши сограждане работать на врага, становясь агентами и шпионами? Как может враг вырубать деревья в наших горах и превращать нашу страну в пустыню? Как можно жить под угрозой геноцида и продолжать бояться, не оказывая сопротивления?
Абдулла Оджалан раскритиковал бойцов после покушения в Дамаске в 1996 году. Он заявил: «Значит, враг ни во что вас не ставит, если они выбрали меня непосредственной мишенью. Но вы – бойцы, и вы должны дать врагу хлесткую пощечину, прежде чем я успею поднять руку». На нас, как на бойцах, лежит подобная ответственность, но мы несем этот долг, как женщины своего народа и люди. Если враг будет атаковать нас, не опасаясь ничего, значит, мы выбрали неверную тактику борьбы. Никто не должен перекладывать свою ответственность за происходящее на кого-то другого; помните, что самозащита – долг каждой и каждого из нас. Любая форма сопротивления должна работать на низовых уровнях – начните с себя, действуйте дом за домом, улица за улицей. Какая бы сила ни атаковала наше общество, мы всегда должны быть в состоянии ответить. Это и есть базовая организация самообороны. Самооборона – самое базовое право человека, она полностью легитимна. Никто не может узурпировать это право, если общество не сдается.
Существует множество методов самообороны в различных ситуациях внешнего давления, преследований и войны. Организации дают возможность действовать. Женщины – авангард общества на арене борьбы. Фашизм падет, если мы сохраним стойкость, мужество и чувство самоуважения и будем едины. Наши организации должны действовать. Для этого не нужны миллионы людей, даже несколько организованных соратников могут стать силой. Беспомощный человек, который привык к рабству, превращает близких во врагов, забывая, кто пришел убивать его. Наши враги хотят сделать курдов такими же беспомощными людьми. Контрас из «Хезболлы», которая действует в Курдистане под названием HÜDA PAR, – враги наших патриотических ценностей, враги курдов и женщин в революции. Они способствуют распространению проституции и делают всё, чтобы вовлечь наших детей и молодежь в наркоторговлю. Наша реакция должна быть сообразной этой угрозе.
Женщины должны мобилизовать общество к борьбе. Дом, школа, улица — действовать можно везде. Женщины могут стать силой, просвещая друг друга, поддерживая друг друга, вселяя уверенность в своих соратниц и подруг. Сопротивляйтесь, и вы обретете силу. Люди должны знать, кто ходит по их улицам. Если вы видите вражеских агентов, изолируйте их, нейтрализуйте и принимайте меры предосторожности. Анкара не должна контролировать деревню в Амеде, улицы Ширнака, Камышло, Эрбиля. Если это произойдет, это означает, что свобода нашего народа оказалась под угрозой. Вербовщики, коллаборационисты, сутенёры, торговцы наркотиками, убийцы женщин — каждому из них необходимо дать отпор. Не ждите, что кто-то придет извне и спасет вас. Наш спаситель — мы сами, и для у нас достаточно опыта, интеллекта, инструментов и методов. Если мы сможем избыть рабский менталитет, индивидуализм, бесчестие, отказ от сопротивления, кто сможет нас удержать? Никто…
- Какой стадии достигла борьба ССЖ «Стар», организованной силы, сражающейся против патриархальной системы?
- ССЖ «Стар» имеет большое будущее и значительный опыт организации и борьбы. Это отряды, сформированные исключительно из женщин, и каждая из наших бойцов сражается с осознанием своей исторической ответственности. Это идеологическая, политическая и военная сила. Организация ССЖ «Стар» была создана для вооруженной борьбы и накопила значительный опыт. Её подразделения имеют высокую боеспособность, а женщины, сражающиеся в рядах ССЖ «Стар» – участницы самой радикальной борьбы за равноправие. Они ведут борьбу на важнейшем фронте сопротивления, сражаясь за свободное будущее всех женщин и человечества.
Наш практический опыт говорит о том, что командование и личный состав ССЖ «Стар» способны вести эффективные боевые действия при любых обстоятельствах. Сегодня в горах Курдистана продолжается интенсивная война, поскольку враг стремится уничтожить партизанские отряды, чтобы лишить наш народ его защитников. Противник использует арсенал НАТО и бомбит партизанские районы с такой интенсивностью, какая не была характерна даже для первой и второй мировых войн. Наши силы не только сдерживают врага, но и наносят ему серьезные удары. И сегодня следует помнить о том, что наша борьба – истинная революционная народная война, как её называл Абдулла Оджалан. В последнее время, начиная с 2010-х годов, это может видеть каждый.
Революционная народная война – стратегия борьбы и военная доктрина, как говорил Оджалан, – не ограничивается сражениями в горах. Её суть состоит в том, что каждый должен действовать, как участник народного сопротивления, где бы он ни находился. Так нам удастся справиться и с военной угрозой, и с экономическим давлением.
Конечно, мы не утверждаем, что успели сделать всё необходимое для победы. Окончательным мерилом успеха будет освобождение Оджалана и осуществление женской революции, но мы добились многого. Мы знаем, что представляет собой наш враг, наше командование компетентно и преданно делу. Мы готовы сражаться.
ССЖ «Стар» – «лаборатория» свободного общества
Конечно, наши отряды – ещё и «полигон», своего рода лаборатория свободного общества. ССЖ «Стар» имеет определенную миссию, помогая женщинам осознать, что они могут быть свободны. Наши примеры для подражания – такие героини, как Сара и Рукен, а доказательство компетентности женских подразделений заключается в том, что женщины-бойцы годами ведут борьбу в северном Курдистане. Прекрасные дочери наших матерей готовы жертвовать жизнью ради свободы своего народа и общего дела.
Женские отряды – сила, защищающая революцию, сражающаяся за свободу женщин. Конечно, партизанская борьба имеет свои нюансы, но важно то, что у наших бойцов есть воля к преодолению всех трудностей. Они сражаются, не делая ни шагу назад. Партизанское движение ССЖ «Стар» достаточно сильно, чтобы отстоять права женщин в каждой области и сражаться на любом фронте. Ответственность каждой из нас состоит в том, чтобы участвовать в этой борьбе или сражаться на своем собственном фронте, а также обрести смелость и стойкость для самообороны.
Женщины не допустят порабощения общества и будут строить будущее, и ССЖ «Стар» останется олицетворением непоколебимой воли всех женщин в Третьей мировой войне.
Ясность цели
- С какими аргументами революционерки ССЖ «Стар» вступают в бой?
- Наш самый большой актив – это наша идеология. Другими словами, ССЖ «Стар» верит в свою стратегию и действует, как сила, созданная на конкретных идеологических принципах. Парадигма демократической цивилизации (демократической нации) и понимание необходимости освобождения женщин, как её фундаментального компонента, конечно же, является определяющей целью и духом нашей организации. Поэтому мы способны бороться при любых обстоятельствах. Эти принципы передал нам Абдулла Оджалан. Его вклад вошёл в историю. Сегодня мы видим препятствия на пути к достижению наших целей, но понимаем, как именно мы можем одержать победу. ССЖ «Стар» — это организация, перед которой стоят четкие цели. Мы на верном пути.
У нас есть стратегия революционной народной войны и свои тактические наработки. ССЖ «Стар» имеет свои разведывательные подразделения и СМИ. Организация действует с целостным пониманием борьбы и проводит мероприятия по освобождению оккупированных территорий. Наши отряды стали ударной силой, и на сегодняшний день женщины-бойцы участвуют в туннельной войне, создают мобильные бригады и не позволяют противнику достичь успеха в горах. Вражеская армия несет серьезные потери, сталкиваясь с курдскими революционерками. Но наше главное преимущество заключается в том, что мы ведем справедливую борьбу в своей стране. Чего здесь не должно быть, так это армии патриархального государства. У этих людей нет права ступать по нашей земле.
Международные силы и страны-оккупанты, действующие в собственных интересах, продолжают причинять огромные страдания нашему народу и женщинам. Их действия нелегитимны, и каждый акт агрессии должен встречать двойной ответ, чтобы враг отказался от своих планов уничтожения и на эти земли пришла свобода.
- Что вы можете сказать об опыте ССЖ «Стар» в сфере самообороны?
- Опыт женских подразделений опирается на наследие таких товарищей, как Сакине Джансыз, Михрибан Саран (Азиме), Бесе Ануш, Рахиме Кахраман и Азиме Демирташ. Так организация стала огромной силой, и это касается не только курдских женщин. Мы всегда были рады товарищам-женщинам из других народов и стран. Мы обязаны своим успехом каждой из них. Сегодня в наших горах есть активная организованная сила, сражающаяся от имени женщин и ради свободы женщин. Это очень важно как для нашего настоящего, так и для будущего. Это важно и для создания условий для наших последовательниц, которые будут вести борьбу в дальнейшем. Мы должны оставаться источником их вдохновения. На сегодняшний день женщины Ближнего Востока и Азии, как и наши соратницы по всему миру, осознали ценность свободы. ССЖ «Стар» и женское освободительное движение внесли в это свой вклад.
Когда мы начинали эту борьбу, мы, конечно же, пытались перенять опыт мировых женских движений. Однако, опыта военной борьбы на тот момент было недостаточно. Мы извлекли важные уроки благодаря огромным усилиям Оджалана и отваге наших партизанок, особенно погибших товарищей, а также усилиями женщин, которые занимались просвещением в общественном поле. Конечно, у нас было много трудностей. Но мы осознали на личном опыте, какой путь прошли все женщины. Это всегда создает возможность для быстрого прогресса. Партизанская борьба отражается и на общественном развитии, влияя на способность женщин защищать себя и свое право на жизнь, создавая пространства для свободы, свергая с пьедестала мужского доминирования власть предержащих, помогая обрести смысл в женском бытии, подарив каждой возможность гордиться собой.
Следует понимать, что мужчина с отсталым патриархальным менталитетом занимает сторону врага. Пока мужчины доминируют друг над другом, они доминируют и над женщинами, усиливая давление традиций, в рамках которых женщин считают неполноценными, исключая их из многих сфер жизни.
Помните об опыте ССЖ «Стар» и организаций самообороны. Ни одна женщина не обязана подчиняться давлению. ССЖ «Стар» — то место, где беспомощность перед государством, армией, мужьями, избиениями и традициями, поработившими вас, прекращает своё существование. Необходимо учиться на наших результатах, расти и развивать способность обороняться. Если вы будете вести работу в общественной сфере, а не только на политической арене и в зоне военных действий, это гарантирует нам абсолютный успех. Создание женских боевых подразделений, которые сражаются против государственных армий, — это не только огромный шаг в истории человеческой цивилизации, но и единственный способ, которым женщины могут начать путь к свободному будущему уже сегодня. Каковы были бы результаты, если бы не существование ССЖ «Стар» и других женских отрядов, основанных на этом наследии и борющихся против разрушений, геноцида и женоубийств? Нетрудно догадаться. У нас не было бы ни идентичности, ни страны, ни свободы, ни жизни. У женщин не было бы ничего. Однако, эти риски всё ещё не устранены. Свобода воли и готовность к самообороне, признание собственной силы, — единственный способ существования, который позволяет женщине оставаться собой.