Курдистан

Зилар Стерк: на Имралы существует система абсолютной изоляции

Зилар Стерк рассказала о международной кампании «Свободу Абдулле Оджалану – политическое решение курдского вопроса».

Представительница исполнительного совета АОК Зилар Стерк рассказала о текущих дискуссиях вокруг освобождения курдского лидера Абдуллы Оджалана и связанного с этим курдского вопроса. Стерк также упомянула о международной кампании «Свободу Абдулле Оджалану – политическое решение курдского вопроса».

Первую часть этого интервью можно прочитать здесь.

- В рамках этого сопротивления в прошлом году началась глобальная кампания под названием «Свободу Абдулле Оджалану – политическое решение курдского вопроса». Что вы можете рассказать нам о ней? Как вы оцениваете прогресс кампании?

- Эта глобальная инициатива началась в Европе 10 октября прошлого года под руководством наших друзей-интернационалистов. С тех пор масштабы кампании растут в геометрической прогрессии. В целом за последние двадцать шесть лет, с момента начала заговора, у Абдуллы Оджалана и курдского народа стало в несколько раз больше соратников из других стран мира. У нас появились друзья на всех континентах. Как же так вышло? Главная причина в том, что идеи курдского лидера постепенно отражаются на всем мире. Почему этого не происходило раньше? Потому, что мало кто знал о курдах и о пути Оджалана. Всё, что было известно о нем и курдах, подавалось с вражеской точки зрения. Другими словами, мир слышал пропаганду об «убийцах младенцев», пропаганду, которая лгала о терроре со стороны освободительного движения. Была проведена масштабная клеветническая кампания. В течение всех этих лет Оджалан вкладывал в книги, написанные им в заточении, весь огромный мир, который успел создать. Он изложил свои мысли на бумаге. Тюремные труды, которые он представил в Европейский суд по правам человека, и аналитические работы, которые он написал, находясь на свободе, были переведены на разные языки, на которых говорят многие народы, и так началось просвещение.

Народы начали знакомиться с революционными мыслями курдского лидера. Они начали знакомиться с этим его всеобъемлющим миром, и многие заинтересовались новой парадигмой. Почему она вызвала такое живое внимание? Потому, что Абдулла Оджалан фактически создал совершенно новое мировоззрение в условиях плена. Он создал новый смысл, новый мир демократической освобождающей идеологии. По мере того, как люди знакомились с этим миром, они начинали понимать, что старая пропаганда о курдах не соответствует действительности. Они увидели правду. Многие стали сторонниками Абдуллы Оджалана. Если вы встречаете новый мир, вы позиционируете себя в этом мире идей. Вы вырабатываете определенное отношение к этой парадигме. Сегодня наши товарищи-интернационалисты требуют освобождения Оджалана, как и курды. Почему? Потому, что его свобода означает свободу демократических идей. Это освобождение, эмансипация нового мира мысли из изоляции. Они бросили в фашистские застенки островной тюрьмы курдского политика и мыслителя и не позволяют ни единому слову покинуть застенки Имралы.

Эта глобальная кампания, развивающаяся под руководством наших товарищей из многих стран мира, проходит в форме ежедневных акций и мероприятий. Эти мероприятия становятся всё более разнообразными и красочными; проводятся конференции, теоретические интеллектуальные дискуссии, коллективные чтения тюремных трудов Оджалана. Работы курдского лидера читают и обсуждают, черпая в них вдохновение. Люди организуют марши, различные демонстрации перед зданиями международных организаций, проводят пикеты и другие мероприятия. Например, существует длительный пикет, который продолжается уже более десяти лет, – акция за свободу Оджалана в Страсбурге. Мы видим огромную решимость участников таких мероприятий.

Глобальная кампания продолжается уже больше года. За этот год её участники оказали огромное давление на заговорщиков, а также на фашистский режим ПСР/ПНД. Это всерьез обеспокоило наших оппонентов. Парадигма Оджалана начала находить международное признание, и это новая волна революции умов. Это важный исторический шаг, который несет в себе энергию, равную Французской и Октябрьской революции. Эта энергия распространяется.

Тем не менее, курды всё ещё переносят тяготы. От чего зависит преодоление этих трудностей? Оно зависит от расширения фронта борьбы. Этому посвящена и кампания «Свободу Абдулле Оджалану – политическое решение курдского вопроса». Наши друзья-интернационалисты видят, что решение курдского вопроса и свобода Оджалана взаимосвязаны.

За этот год борьба привела к продвижению во многих аспектах. Круги, поддерживающие эту кампанию, разнообразны – женщины и мужчины, интеллектуалы, ученые и политики, юристы и экологи, анархисты и социалисты, борцы за освобождение женщин и лауреаты Нобелевской премии, активисты, художники и писатели – иными словами, люди из самых разных слоев общества поддерживают эту кампанию. Организации и отдельные люди, которые участвуют в кампании, – авангард общества. Их поддержка и участие очень ценны. Сегодня я приветствую как эту глобальную кампанию, инициированную нашими друзьями, так и всех, кто участвует в ней, поддерживает это движение и работает ради освобождения нашего лидера. Я желаю им успеха в борьбе. И я верю, что на второй год они добьются новых побед.

- Недавняя демонстрация в Амеде, которая прошла в самых сложных условиях, также стала частью кампании. Что вы можете сказать о послании, которое люди передали этим митингом?

- Да, 13 октября состоялась упомянутая акция в Северном Курдистане, в Амеде. Я хотела бы поприветствовать участников этой демонстрации. Она была великолепна. Власти пытались запретить митинг, но после того, как демократическая партия выступила с заявлением по этому поводу, стало ясно, что демонстрантов не удастся остановить. Во имя обсуждения так называемого решения курдского вопроса власти выдвинули несколько идей под видом «нового процесса урегулирования». Они вбросили в СМИ несколько спекулятивных новостей. Кроме того, на повестке дня стоял митинг в Амеде. Все говорили, что что-то происходит. Создавалось впечатление, что за закрытыми дверями ведутся какие-то переговоры, но ничего подобного не было. Вероятно, они думали, что никто не примет участия в митинге и улицы останутся пустыми. Поэтому поначалу они молчали. Но потом они поняли, что призывы курдских политиков получили отклик. Наши товарищи действительно вели работу, посещая дом за домом, улицу за улицей. Мероприятие получило огромную социальную поддержку. Жители Стамбула, Измира и других мегаполисов Турции собрались ехать в Амед толпами. Весь Амед, весь Курдистан был готов к этой демонстрации. Власти видели и понимали это. Что же сделал колониальный губернатор? Он заявил: «Я запрещаю митинг». Он запаниковал, потому что все повернулись в сторону Амеда.

Несмотря на запрет, наши соратники со всего Северного Курдистана отправились в Амед. Может быть, митинг, который они хотели провести, проходил не на площади у вокзала, но они сломали полицейские заграждения. Люди текли рекой, объединившись, и достигли своей цели. Им удалось добиться того, чтобы их голос был услышан.

Что порождает в людях такой уровень решимости и напор? Это позиция протеста против международного заговора. Это требование свободы для Абдуллы Оджалана. Наш народ больше не может мириться с пленением своего лидера. Курды больше не намерены мириться с заключением своего политического представителя. Двери тюрьмы на Имралы должны открыться сейчас, и Оджалан должен быть среди нашего народа. Наш народ передал это послание с площади Амеда. Курды продемонстрировали свою волю и решимость. Все, и друзья, и враги, должны услышать и увидеть это. Фашистский режим ПСР/ПНД должен прочитать это послание.

- Как в этом контексте следует понимать последние заявления Девлета Бехчели, одного из ключевых представителей заговора, который сейчас пытается сделать вид, что занят урегулированием ситуации?

- Фашист Девлет Бахчели обратился к Имралы в своей речи с трибуны парламента. Они закрыли дверь перед Оджаланом и не позволяют ему произнести ни слова. Как он может обращаться к курдскому лидеру без какой-либо предварительной встречи с ним? Он призвал Абдуллу Оджалана к действию. Он сказал, что тот должен «ликвидировать свою организацию». Бахчели, разве ваши люди не спрашивают вас, что происходит с курдами, которых вы объявили мертвыми? Что происходит с движением, которое вы называли уничтоженным и стертым с лица земли? Курды очень ясно дали понять, чего они хотят, в Амеде. «Молодежь – бойцы Оджалана» и «Нет жизни без лидера», – вот лозунги, которые звучали на улицах и площадях. Вы должны принять это послание. Если вы собираетесь обратиться к курдскому лидеру с искренним призывом, то сначала вам нужно открыть двери тюрьмы на Имралы. Вам нужно организовать встречу и диалог.

В этом контексте распространяются некоторые спекулятивные новости. Мы не против того, чтобы люди обсуждали эти события, в этом нет ничего плохого. Решение курдского вопроса в тупике, потому что его не обсуждают. Эту проблему необходимо выносить на повестку, но обсуждения не должны заслонять истину. Они не должны заслонять реальность. Реальность такова, что сегодня на Имралы действует система абсолютной изоляции, система геноцида. Какова эта реальность? В данный момент в зонах обороны Мидии идет ожесточенная война, продолжается сопротивление. Кровь льется с обеих сторон. Сначала эту кровь нужно остановить. Если вы собираетесь делать призывы к миру, сначала остановите кровопролитие. Не запрещайте митинги, которые хочет провести народ.

Курдский народ и его друзья должны прислушаться к тому, что говорит наше движение. Лучше всего, если они будут следить за процессом, чтобы видеть правду, которую хотят скрыть и завуалировать многословными дискуссиями. И я верю, что наши сограждане и товарищи поймут всё правильно.

- Наконец, я хотел бы расспросить вас о роли женской борьбы в контексте нашей беседы.

- Оджалан всегда выступал за эмансипацию женщин. С первого дня сопротивления он дал женщинам возможность вести собственную борьбу за равенство и свободу. Он открыл новое пространство свободы для курдских женщин. Мы можем сказать, что это самый фундаментальный аспект, который отличает его от прочих социалистических лидеров. На самом деле, это главный аспект, который отличает теорию демократического социализма Абдуллы Оджалана от теории реального социализма и от социализма Маркса. Наш лидер расшифровал коды пятитысячелетней капиталистической цивилизации, в которой доминировали мужчины, и заявил, что это была система, построенная на рабстве женщин. Поэтому курдская освободительная борьба ведется на этой основе.

Другая идеологическая установка, говорящая о том, что Курдистан – это колония, также подразумевает, что общество не может быть освобождено, если женщины не получат свободу и равные права. Если общество не может получить свободу без эмансипации женщин, то, будучи лидером народно-освободительного движения, вы начинаете с этой задачи. Поэтому Оджалан сделал освобождение женщин основной целью борьбы. Он делал всё возможное, чтобы просвещать, развивать, воспитывать наших борцов и патриотов и создавать новые перспективы для нашего общества и народа. Он приложил все усилия, чтобы вернуть женщинам волю. Он организовывал образовательные кружки и положил начало масштабному просветительскому процессу в Курдистане – процессу, в центре которого была эмансипация женщин. Наблюдая за тем, как движение за свободу курдских женщин продолжает развиваться, я хотела бы напомнить, что этим мы обязаны Оджалану.

Свобода курдского лидера – это и наша свобода. Так же, как его освобождение – залог свободы курдов, свобода Оджалана – это свобода женщин. Связь между нами и нашим лидером неразрывна. Это идеологическая, философская, историческая, психологическая связь. Дав курдской женщине ключ от её оков, Абдулла Оджалан фактически открыл совершенно новую область свободы для женщин региона и всего мира. Двери на волю наконец распахнулись. За последние два столетия в мире, как на Западе, так и на Востоке, шла женская борьба. Борьба, начатая Оджаланом, придала существующим женским движениям новый импульс и дух.

Идеология женского освобождения, которую разработал курдский лидер, является краеугольным камнем нашей борьбы за освобождение женщин. Созданная им «теория разрыва» – поворотный пункт, освободительный прорыв, позволяющий женской личности разбить свои оковы и создать свой собственный мир свободы. В то же время курдский лидер поставил перед нами, женщинами, задачу создать проект трансформации мужчин. Он выдвинул теорию о том, как можно «убить в себе мужской менталитет» в Курдистане, чтобы преодолеть менталитет мужского доминирования. Следствием стало то, что можно назвать подлинной революцией умов. Это привело к серьезным переменам в курдском обществе, и этот революционный процесс всё ещё развивается.

Конечно, мы сделали эти шаги под руководством наших павших героев, пионеров и лидеров, которые отдали жизни в борьбе. В октябре необходимо упомянуть товарища Беритан. Женские подразделения партизанских отрядов развивалась под руководством Беритан, и теперь нашим силам уже тридцать лет. Более тридцати лет партизанки практикуют организованную борьбу в горах Курдистана.

Почему же мы выбрали именно вооруженное сопротивление? Дошли бы мы до сегодняшнего дня, если бы не взяли в руки оружие? Это было бы невозможно. Мы решали возникавшие задачи и достигли многого потому, что у нас есть собственная партия в Курдистане, и потому, что мы создали конфедеративную систему женских организаций, такую как АЖК (Ассоциация женщин Курдистана). Всё это произошло благодаря женской вооруженной борьбе, которая развивалась под руководством товарища Беритан, начавшись тридцать лет назад. Сегодня женская мобилизация вышла на более высокую ступень. Сегодня курдские женщины ведут вооруженную борьбу не только в горах. Они борются за создание собственных сил самообороны и в городах.

Так, в Рожаве под руководством курдских женщин возникли Женские отряды самообороны (ЖОС), которые стали примером организованности. Мы говорим, что революция в Рожаве – это женская революция. Она развивалась под руководством ЖОС. Бойцы ЖОС черпают вдохновение в трудах Оджалана и берут пример с женских отрядов, которые развивались под руководством товарища Беритан и были созданы в зонах обороны Мидии. ЖОС считают этот опыт своим наследием. Опять же, существуют Женские отряды Эзидхана (ЖОЭ), созданные езидками в Шенгале. Все они черпают вдохновение у таких пионеров борьбы, как товарищ Беритан, товарищ Марьям, товарищ Зейнеп, товарищи Делал и Арин Миркан. В Восточном Курдистане наши соратницы также ведут работу над формированием Женских сил самообороны (ЖСС).

Этот процесс продолжается. Надо понимать, что женская революция займет много лет – возможно, пятьдесят, а возможно, и сто. Оджалан говорил, что двадцать первый век будет столетием женщин. Он сделал этот вывод, зная о тех достижениях, которые стали достоянием курдского освободительного движения ещё до вступления в двадцать первый век.

Сегодня женская освободительная борьба ведется под руководством бойцов ССЖ «Стар» в четырех частях Курдистана и в зонах обороны Мидии. Она ширится с каждым днем, увлекая умы и сердца. Женская революция может выйти за пределы XXI века. Было бы не совсем правильно устанавливать предел, потому что мы не можем назвать временные рамки и дату, когда она закончится. Она бесконечна. Освобождение женщин – именно такой процесс, потому что это идеологическая революция. Это философская революция. Это просвещение началось в Курдистане под руководством таких пионеров, как товарищ Беритан, под руководством женских освободительных отрядов, став вдохновляющим примером для всего мира. И эта революция будет распространяться в течение многих лет.

И, конечно же, часть этого процесса – вооруженная борьба. Часть – идеологическая борьба. Часть – теоретическая и философская борьба. Ещё одна часть – социальная борьба. Женская революция – это и социальная революция в том числе. Свобода женщин связана со свободой общества. Женщины получат свободу, чтобы её обрело всё общество. Поэтому наша развивающаяся борьба за освобождение женщин пугает многих. Она пугает врагов курдов и врагов женщин и заставляет женоненавистническую политику проявляться всё ярче.

Наша борьба за освобождение женщин заставила колониальный турецкий режим, особенно в Северном Курдистане и Турции, устрашиться и прибегнуть к самым неблаговидным методам. Сегодня мы можем видеть новую политику истребления женщин. Сейчас фашистский режим избрал политику фемицида. Для этого используются специальные военные СМИ. В частности, это происходит в Курдистане, но Курдистаном дело не ограничивается. В мегаполисах Турции та же политика реализуется в полной мере. В Курдистане женщины и девушки ежедневно становятся жертвами убийц. Случаи домогательств и изнасилований наблюдаются каждый день.

Мы видим деградацию морали, упадок общественных ценностей. Общество в Турции и Курдистане испытывает моральный коллапс. Это нельзя считать естественным течением жизни общества. Делать такое предположение было бы ошибкой. Это систематическая стратегия, осуществляемая определенными центрами влияния, созданными ПСР/ПНД. Эта политика призвана саботировать нашу борьбу, которая имеет целью осуществление женской освободительной революции в Курдистане, Турции и регионе.

Женщины стали мишенями атак. Наш народ и общество, жители Курдистана и Турции должны объединиться и восстать. Ни общественная мораль, ни женские организации, ни феминистские движения, ни активистки борьбы за освобождение женщин, ни общая социальная освободительная борьба не приемлют этого. В такой ситуации нельзя стоять и смотреть. Двухлетний ребенок подвергается изнасилованию. Чтобы свести на нет эту концепцию уничтожения женщин, которую распространяют фашистские центры влияния, все женщины Курдистана и Турции должны объединить усилия и выработать принципы совместной организованной борьбы.

Женщины, которые поддерживают турецкое правительство и голосуют за фашистский альянс ПСР/ПНД, также становятся жертвами. Они тоже женщины. Я подчеркиваю, что женщины из ПСР, женщины из НРП, женщины из других больших и малых партий должны объединить усилия и добиться общей синергии, чтобы избавиться от концепции давления на женщин и организовать общую борьбу.