Зилан Вежин: решение — это третий путь — Часть 2

Сопредседательница ПСЖК Зилан Вежин подчеркнула, что решение для Ирана и Восточного Курдистана — это третий путь.

Партия свободной жизни Курдистана (ПСЖК) и Свободное и демократическое общество Восточного Курдистана (СДОВК) недавно предложили дорожную карту для урегулирования кризиса в Иране и Восточном Курдистане. В беседе с ANF сопредседательница ПСЖК Зилан Вежин подчеркнула, что решение для Ирана и Восточного Курдистана — это третий путь.

—  В Иране женщины всегда были ведущей силой революционных восстаний. Чего хотят женщины? Почему они требуют падения режима?

—  Это важный вопрос, и каким бы значимым он ни был, необходимо правильно сформулировать требования. Женщины выражают свой гнев и бунт против нынешнего тоталитарного, сексистского и недемократического иранского режима, отрезая волосы и снимая хиджабы. Однако необходимо правильно определить источник этого гнева и правильно представить отправную точку бунта. Женщины в Иране страдают от объективации. Патриархальная и сексистская система пленила их волю и существование. Она игнорирует их. Свобода женщин — это не второстепенный вопрос. Это выражение иной социальной реальности и свободы. Требования женщин к свободе не прекратятся с ослаблением норм о хиджабе или реформированием института полиции нравов. Они прекратятся только тогда, когда конституция будет реформирована в пользу прав женщин и изменится религиозное и сексистское лицо системы, в которой господствуют мужчины. Поэтому нужны перемены в мышлении и парадигме. Конечно, это будет нелегко. Мы имеем дело с 43— летним патриархальным реакционным режимом. Он институционализирован в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. На основе этой реальности режим делает эксплуатацию системной и легитимирует ее. Он угнетает и преследует женщин и народы, которые оказались в изоляции из— за своей веры, языка, культуры и этнической принадлежности, и применяет к ним все виды насилия.

Положение женщин нельзя отделить от социальной реальности.. В этом смысле требования женщин к равенству и свободе — это также требования курдского, азербайджанского, белуджского и арабского народов. Важный вопрос сейчас заключается в том, в каком направлении будут удовлетворены требования, если произойдут изменения. Ни мягкие решения, ни преобразования, ориентированные на капиталистическую систему, не отвечают требованиям свободы. Потому что капиталистическая система находится в кризисе и ситуации хаоса. Либерализм и построение национальных государств не решают политических, социальных, культурных, экономических, экологических и военных проблем на Ближнем Востоке и в мире, а только усугубляют их.

Моральные и культурные ценности человечества подвергаются серьезным нападкам со стороны системы. Поэтому необходимо добиться перемен, делая упор на демократическую культуру и общественные ценности и работая над построением демократической нации. Динамичной силой и реальными координационными центрами, которые приведут к этим переменам, несомненно, являются женщины и народы. Их борьба будет иметь решающее значение для того, чтобы этот процесс работал в пользу демократии и свободы. Женщины никогда не должны терять надежду и должны быть уверены в себе и полны решимости довести сопротивление до конца, несмотря ни на что. Несомненно, придется заплатить высокую цену, но сопротивление должно продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты результаты. Нужно сохранить и развить общий дух сопротивления, которого достигли народы во главе с женщинами. Необходимо понять и проанализировать требования народов.

—  Как вы думаете, в чем заключается решение? Каковы ваши предложения?

—  Революция свободы во главе с женщинами продолжается уже 40 дней. Женщины в частности и народ в целом непреклонны и заявляют, что не уйдут с улиц и площадей, пока не добьются перемен. Иранский режим до сих пор отвечал на эти требования насилием. В результате этого погибли сотни людей, а тысячи находятся в пыточных и за решеткой. Несмотря на это насилие и нападения, я не верю, что женщины и народы отступят. Они любой ценой оказывают сопротивление. Это показывает, что произошло. Итак, вы спрашиваете, как и где можно искать решение. Политические и общественные организации, учреждения, структуры и режим несут ответственность за это.

Сохранение страны в атмосфере постоянных конфликтов, насилия и войн не помогает режиму. При этом необходимо учитывать события на Ближнем Востоке. Сирия и Ирак — наиболее конкретные примеры. Режим должен извлечь уроки из того, что произошло в этих странах. Он должен прислушиваться к требованиям народа, понимать их и проводить демократические изменения и трансформации в соответствии с этими требованиями. Если мы присмотримся повнимательнее, то люди не просили внешние силы удовлетворить их требования. И они до сих пор не просят. Потому что они видят, что стало со странами, в которые вмешались капиталистические национальные государства: нестабильность, разрушения и вечные войны во всех смыслах стали их почти неизменной судьбой. Поэтому движение видит решение во внутренней динамике и делает ставку на нее.

Один из главных лозунгов азербайджанцев, арабов, персов, белуджей и курдов — «Мы столпы и опора друг друга». Иранский режим должен отреагировать на требования народов, общин и женщин, признав эту реальность. Режим заявляет, что все капиталистические международные державы враждебны ему и стремятся уничтожить Иран. Поэтому он находится в состоянии войны с этими державами внутри страны и за рубежом. Поэтому режим всегда был важной частью продолжающихся войн в таких странах, как Ливан, Йемен, Ирак, Сирия и Афганистан.

Иран всегда боролся против сил, которые он определяет как врагов. Государство считало и считает, что, поступая таким образом, он не допустит войны и борьбы внутри Ирана. Необходимо констатировать, что режим совершает грубую ошибку. Сегодняшние события подтверждают это. Потому что именно у народа Ирана есть реальные проблемы и конфликты с нынешним иранским режимом. Страна не может открыться для иностранного вмешательства без мобилизации внутренней динамики и инициатив, которые разрушают существующую систему.

Поэтому режим должен прислушиваться к социальной оппозиции и понимать, чего хотят внутренние силы, а не распространять пропаганду о том, насколько враждебны иностранные державы и что они контролируют внутренние силы. Потому что именно народы Ирана требуют перемен, демократии и свободы. Они носители социальных и культурных ценностей, которые они исторически представляют и до сих пор решительно защищают. Эти народы любят свою страну больше, чем кто— либо другой, и хотят защитить ее. Примечательно, что они скандировали лозунги не только о смерти диктатора, но и о неприятии Соединенных Штатов и Израиля. Они неоднократно выражали свое неодобрение и оппозицию империалистической системе, которая правит миром. Поэтому иранский режим должен быть открыт для удовлетворения требований иранского народа.

Другой важный вопрос заключается в том, какие решения предполагают силы, учреждения и структуры, называющие себя реформистскими. Необходимо оценить подходы этих сил и подвергнуть сомнению процесс и причины, которые привели к революции 1979 года в Иране, чтобы извлечь уроки и выводы. Точно так же, как сегодня народы и женщины восстают против антидемократической практики и реальности нынешнего режима, в период до 1979 года они восстали против политики тогдашнего правительства и требовали свободы. Таким образом, они выступали против неравенства и несправедливости с социальной, политической и экономической точек зрения. Они восстали против понимания, которое разделяет и поляризует общество и народы, которое эксплуатирует экономические ресурсы страны и ставит их на службу определенной группе людей. Рабочие, труженики, женщины и народы сопротивлялись эксплуатации рабочей силы, против политики капиталистической современности, которая разрушает и подрывает моральные и политические ценности общества, и против политики, которая лишает женщин их существования, превращая их в товар и эксплуатируя их. Они боролись за то, чтобы изменить это. Следовательно, решение не может заключаться в ориенталистском подходе, к которому стремятся силы капиталистической современности. Капитализм зашел в тупик и находится в системном кризисе на Ближнем Востоке и во всем мире, поэтому для достижения цели нельзя цепляться за альтернативные решения, которые предлагает эта система. В этом смысле иранский народ не примет решения, предлагаемые якобы реформистскими силами. Они должны признать реальность и попрощаться с этим ложным подходом.

Мы называем наше решение третьим путем. Эту линию продвигают Альянс за демократию и свободу и Народный фронт во главе с женщинами, требующими свободу, демократию и равенство. Как ПСЖК и СДОВК, мы представили нашу дорожную карту и предложения. Мы также рассматривает требования, которые сегодня выдвигают женщины и народы. В частности, нужно пересмотреть с точки зрения демократических критериев конституцию страны. Необходимо конституционно гарантировать существование и самобытность всех культурных, религиозных и этнических структур и народов на основе равенства, свободы и демократии. В рамках  защиты территориальной целостности Ирана должны быть созданы и укреплены местные органы власти и администрации. Конституция должна гарантировать право женщин свободно и равно выражать свое мнение в политической, экономической, социальной и всех других сферах жизни страны. Нужно признать волю молодежи, самой динамичной и новаторской силы общества, силой для построения свободного будущего страны.

—  И последнее, но не менее важное: курды — это важная сила и главные проводники перемен в Иране. Как должны действовать в этом процессе курдские политические партии, движения и организации?

—  Внимание всего мира сейчас приковано к событиям в Иране и Восточном Курдистане. Следует признать, что курды и женщины — это важнейший авангард в стране. Как народы мира возлагают надежды на борьбу иранских женщин за свободу, так и народы Ирана и всего мира видят свое будущее в борьбе курдов за свободу. Поэтому нельзя удовлетворить эти ожидания узколобой националистической политикой и подходами. Силы, которые действуют на основе национализма, проиграют. Они не могут ни воевать, ни заниматься политикой. Все народы Ирана примут правильную национальную политику и проекты на ее основе.

Во время демонстраций персы скандировали: «Курдистан, Курдистан, ты — глаза и свет Ирана». Курдистан, курдский народ и все курдские партии должны действовать и признать эту реальность. Следует избегать модернистских, реформистских решений и мер. Нужно стремиться к демократическому государственному строительству. К национальному единству и созданию союзов следует применять тот же подход. Основой должна быть совместная жизнь народов, основанная на демократической культуре и ценностях.

Ранее мы представили проект объединения курдских партий из десяти пунктов. Наконец мы составили предложение из одиннадцати статей, в котором говорится, что все курдские силы должны объединиться и сражаться под флагом Курдской республики, провозглашенной в Махабаде. Я хотела бы заявить, что мы готовы объединиться со всеми силами, которые сделали главной осью борьбы свободное будущее и требования нашего народа. Мы подготовили проект. Мы — партия и движение, опирающееся на собственные силы. Мы черпаем энергию в наших людях и парадигме Абдуллы Оджалана. Это наша дорожная карта. Мы новаторская сила, которая воплощает эту парадигму в жизнь и превращает ее в системную структуру. Мы выполняем эту миссию. Я заявляю, что мы будем действовать с сознанием нашего долга и ответственности по отношению ко всем иранским народам, особенно к женщинам и курдам.