Оценивая влияние идей курдского национального лидера Абдуллы Оджалана и Международного заговора в отношении народов Восточного Курдистана и Ирана, сопредседательница ПСЖК Зилан Вежин сказала: «То, что происходило до и после заговора – это два разных процесса, которые являются частью диалектического единства: диалектики развития апочистского движения в Восточном Курдистане... С началом революции «Женщины, жизнь, свобода» начался процесс распространения ее на Иран. Это и большая честь, и большая ответственность, лежащая на наших плечах».
Сопредседательница Партии свободной жизни Курдистана (ПСЖК) Зилан Вежин ответила на вопросы нашего новостного агентства.
- Как жители Восточного Курдистана относятся к лидеру курдского народа Абдулле Оджалану?
- Лидер Абдулла Оджалан дает важные оценки истории как Ирана, так и Загроса. Он считает культуру Загроса начальной культурой человечества. Так же он оценивает зороастризм. Благодаря пионерам зороастризма семена и сельское хозяйство, которые кормят человечество, на протяжении веков поддерживали огонь на вершинах Загроса. По мнению нашего лидера, Восточный Курдистан – это фонтан курдской культуры, и сегодня курды должны быть первопроходцами среди всех иранских народов, возрождая огонь зороастризма. В то же время наш лидер оценивает Республику Курдистан в Махабаде как большой шаг для курдских народов и говорит, что мы – их преемники, мы переняли флаг из их рук и несем его.
- Какое национальное единство сложилось после осуществления международного заговора?
Народ Восточного Курдистана обладает высоким уровнем национального самосознания. Язык, культура и одежда здесь сохранились во всех аспектах. Чего не хватало Восточному Курдистану, так это политической и интеллектуальной линии. Курды боролись в Восточном Курдистане и заплатили за это высокую цену, но отсутствие сильной линии привело к тому, что достигнутые успехи не были закреплены. В частности, не хватило устойчивой и постоянной организационной линии. После опыта, закончившегося поражением, курды вновь оказались в поисках интеллектуальной линии для борьбы за свои права, и цель своего поиска они увидели в линии Абдуллы Оджалана. Таким образом, все явления национального самосознания завершили свое формирование, и теперь превратились в движение, привлекающее всеобщее внимание по всему Ирану. Великое восстание, прошедшее в Восточном Курдистане и Иране в 1999 году в знак протеста из-за международного заговора в отношении курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, стало свидетельством принятия его идей. Это принятие продолжается и по сей день. Революция «Женщины, жизнь, свобода» – продукт этого принятия.
- Как жители Восточного Курдистана относятся к организациям, созданным на основе философии Абдуллы Оджалана?
- Народы Ирана всегда находились в поисках лучшей жизни. Иранские народы поднимают восстания каждые 40-50 лет. Иран – страна восстаний и революций. Один курдский пионер сказал: «Иран – это Франция Ближнего Востока». Когда различные идеи не имели успеха в Иране, искали новый путь. Во время революции «Женщины, жизнь, свобода» один иранский писатель сказал: «40 лет мы искали лозунг, который бы нас выражал, теперь мы можем с легкостью сказать, что это «Женщины, жизнь, свобода». Это говорит о том, что уровень идей курдского движения за свободу весьма высок.
Некоторое время в Иране пытались отрицать апочистское курдское движение, но поскольку другие движения не смогли выполнить требования народа и не сумели стать его выразителями, то нынче все взгляды устремлены к апочисскому движению за свободу. Различные этнические группы в Иране хотят работать его методами и способами. Поэтому мы можем констатировать, что интерес к нашему движению есть, и что наша партия занимает прочное место в борьбе иранских народов. По сути, наш лидер обратился к корню проблем и одновременно показал пути их решения. Народ Ирана услышал его, и это привело к принятию этих идей всеми слоями общества.
- Что означает присоединение молодежи Восточного Курдистана к Движению после Международного заговора?
- Начиная с 1978 г. население Курдистана постепенно признавало апочистское движение, но когда произошел заговор, стало ясно, что это признание оказалось на очень высоком уровне и что семена организации уже были посеяны. Волна за волной молодые люди вливались в ряды революции, и это поразило всех.
Смысл участия в том, что народу необходим лидер. Когда заговор против него был раскрыт, народ тоже отреагировал. Молодежь включилась в борьбу и начала новый этап Движения в этой части Курдистана. Мы всегда говорим, что наше движение – это движение Абдуллы Оджалана. Мы увидели это на восстании 1999 года и в участии молодежи. Опять же, было доказано, как наш лидер пожертвовал собой ради своего народа, и как народ был ему предан. Выяснилось, что эта традиция продолжилась в революции «Женщины, жизнь, свобода». Эта традиция всеми силами движется к победе.
-Если сравнить работу Движения до заговора с работой после заговора, что вы можете сказать?
- Движение существует в Курдистане в двух видах: непосредственно – и в виде влияния идей и в философии. До Международного заговора оно имело большое влияние, которое привело к народному восстанию 1999 года. В рамках этого влияния люди занимались пропагандой и дискуссиями. Они встречались и распространяли мысли Абдуллы Оджалана. Небольшое число молодых людей также принимало в этом участие. После заговора начался новый период. Появилась молодежь, создавались специальные комитеты. Переводились книги, издавались журналы, и день за днем происходил прогресс. Все это развивалось параллельно с преобразующей силой идей Абдуллы Оджалана. Когда он представил Курдистану и всему человечеству новую парадигму, была создана особая, уникальная организация Восточного Курдистана, которая имеет четкую историю и находится в рамках Партии свободной жизни Курдистана (ПСЖК), Свободного и демократического общества Восточного Курдистана (СДСВК) и Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК).
До и после заговора – это два разных процесса, которые являются частью диалектического единства: диалектики развития апочистского движения в Восточном Курдистане. С началом революции «Женщины, жизнь, свобода» начался процесс распространения его на Иран. Это одновременно и большая честь, и большая ответственность. Несомненно, создание свободных дней в горах Загроса, Восточном Курдистане и Иране и восход солнца свободы станут конечным результатом этой диалектики.