Курдистан

Юсуф Чакас: административные советы тюрем действуют как при военном положении

Юсуф Чакас заявил, что административно-наблюдательные советы действуют так, что их работа напоминает попытку поддержать режим военного положения, как это делали суды государственной безопасности (DGM).

После того, как в 2021 году в турецкой системе тюрем начали работу новые административно-наблюдательные советы, сотни политических заключенных не смогли выйти на свободу или были вынуждены отбывать полный срок наказания без права на условно-досрочное освобождение. Советы, в свою очередь, берут на себя функцию судов, что приводит к тысячам правонарушений.

Представитель Комиссии по тюрьмам при Ассоциации юристов за права и свободу (АЮПС) Юсуф Чакас рассказал ANF о ситуации в тюрьмах. Чакас заявил: «Во главе административно-наблюдательного совета тюрем стоит прокурор, а все прочие участники совета, кроме него, также являются сотрудниками прокуратуры. Совет действует, навязывая политическим заключенным раскаяние. Настоящая проблема заключается в том, что он берет на себя функцию суда. Это похоже на военное положение, которое действовало, когда в Турции работали суды государственной безопасности (DGM). Мы видим очевидное сходство. В 1990-е годы задержанные находились под стражей почти по 50 дней и не видели своих адвокатов. Логика этих советов та же. Они устраивают судилище без адвоката и это ничем не отличается от логики военного положения».

Условно-досрочное освобождение отменяется

Чакас подчеркнул, что спросить человека, который провел в тюрьме 30 лет и не соглашался с обвинениями в свой адрес, кроме заявлений, которые его заставили подписать под давлением и пытками, «жалеете ли вы об этом?», означает фактически опровергнуть его 30-летнюю борьбу. Наш собеседник добавил: «Комиссия (административно-наблюдательный совет) спрашивает его мнение по курдскому вопросу. Фактически, задавая такие вопросы, на которые они не имеют права, администрация тюрьмы, прокурор и комиссия действуют исходя из того, что они знают ответ и не намерены освобождать его. Тот, кто был приговорен к 6 годам и 3 месяцам, обычно должен получить возможность выйти на волю через 4 года и 8 месяцев, но во многих тюрьмах человека вынуждают отбывать весь срок. Условное освобождение – правовая норма, действующая во всем мире, – фактически ликвидируется путем введения требования о раскаянии».

Нерешенный курдский вопрос

Юсуф Чакас заявил, что курдский вопрос так и не был решен, подчеркнув: «Эта нерешенная проблема отразится на жизни людей и выплеснется из тюрем на улицы. Тюремные комиссии способствуют такому развитию событий. Однако, заключенные не раскаиваются ни в том, что они курды, ни в своем отношении к курдскому вопросу».