22 июля в Лозанне состоялся конгресс, посвященный 100-летию Лозаннского договора. Член Ассамблеи демократической Сирии (АДС) Сиханок Дибо заявил на конгрессе, что Курдистан и курдский народ в целом выступили против Лозаннского договора 1923 года.
Заявив, что Лозаннский договор противоречит надеждам народов, Сиханок Дибо продолжил: «В регионе, где было навязано национальное государственное устройство, результаты этого договора проявились. Лозаннский договор – это результат согласования интересов и ожиданий Франции, Великобритании и стран-гегемонов того времени, победивших в Первой мировой войне».
Заявив, что Лозаннский договор был заключен с целью усиления вражды против надежд всех народов региона, особенно курдского народа, Дибо сказал: «Процесс, предшествовавший Лозанне, карты, нарисованные Сайкс-Пико, или Каирский конгресс, состоявшийся в марте 1921 года, результаты соглашения между Сирией и Анкарой, которая также находилась под французской колонизацией, были попыткой уничтожить самоопределение курдского народа и решение курдского вопроса».
КОНГРЕСС ЛОЗАННЫ – НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУРДСКОГО КОНГРЕССА
Отметив, что, хотя среди курдских партий нет единого мнения по многим политическим вопросам, большинство из них отвергло Лозаннский договор, Дибо сказал: «Можно сказать, что конгресс в Лозанне стал началом организации курдов и единства их позиций. Было достигнуто единство позиций по курдскому вопросу и по вопросу о том, каким будет постоянное и справедливое решение курдского вопроса для четырех частей Курдистана».
Отметив, что курды возглавляют демократический процесс на Ближнем Востоке, Дибо сказал, что навязанная региону система централизованного национального государства, которая привела к катастрофе на многих уровнях, не затронула курдов и что курды могут продолжать свое движение к демократии.
Сиханок Дибо заявил, что те, кто верит в идею демократического государства, реализовали ее в Автономной администрации северной и восточной Сирии, и отметил, что эта идея является важнейшим решением не только для сирийского кризиса, но и для всего мира.
Дибо продолжил свою речь следующим образом: «Идея демократического государства – это передовая система, важная для решения конфликта в Сирии. Если бы мы реализовали требования сирийского народа, восставшего в марте 2011 года под лозунгом «Народ хочет перемен», мы бы перешли к демократической системе, представленной Автономной администрацией. Поэтому мы не должны попадать в ловушку, полагаясь на централизованную систему, которая не может реорганизовать себя и стать истинным выражением свободы народа».
СОЦИАЛЬНАЯ ЛОЗАННА: КОНЦЕПЦИЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ НАРОДОВ
Сиханок Дибо обратил внимание на социальную Лозанну, представленную лидером Абдуллой Оджаланом в 2009 году, и сказал: «Социальная Лозанна не означает принятие идеи национальной Лозанны. Социальная Лозанна – это начало улучшения положения народа». Лидер Абдулла Оджалан, представляя свою защиту большинству жителей региона, заявил, что мы как народы Ближнего Востока, особенно курдский народ, можем определить свою судьбу и управлять всем регионом, определив географические факты. Но это не означает, что другие стороны не признаются. Во всей своей общественной деятельности мы утверждаем, что являемся частью этого региона, и не хотим, чтобы другие стороны навязывали нам неподходящие решения. Мы не приемлем войн на религиозной и национальной почве. Ближний Восток может быть социально, политически и экономически интегрированным регионом. Если встречи и конгрессы в Лозанне будут организованы, то социальные партии должны быть приняты во внимание для достижения нашей цели – демократических перемен».
Дибо заявил, что переговоры по соглашениям и договорам, заключенным по региону, должны быть хорошо оценены, и сказал: «Например, некоторые политики и комментаторы указывают на то, что Севрский договор 1920 года был заключен с целью признания прав курдского народа. Однако если посмотреть на него критически, то этот договор сокращает площадь Курдистана на 20%. Мы видим, что он сосредоточен на 3 расплывчатых статьях, которые не определяют автономию и экономическую независимость».
В завершение своего выступления Сиханок Дибо подчеркнул необходимость проведения национального конгресса Курдистана для определения приемлемых вариантов действий курдского народа и требования честного и справедливого решения курдского вопроса.