Турция

Серхат Эрен: свобода Абдуллы Оджалана — ключ к будущему народа

Депутат партии ПНРД в Амеде Серхат Эрен подчеркнул, что свобода Абдуллы Оджалана является решающим фактором для будущего и прогресса курдского народа.

Депутат от Партии народного равенства и демократии (ПНРД) в Амеде, Серхат Эрен, подчеркнул, что физическая свобода лидера Абдуллы Оджалана станет важнейшим шагом для решения курдского вопроса и установления мира в обществе.

В интервью с ANF Серхат Эрен отметил, что для решения курдского вопроса и обеспечения региональной стабильности крайне важно, чтобы законы, касающиеся лидера Абдуллы Оджалана, соответствовали универсальным стандартам и обеспечивалась его физическая свобода. Он заявил, что Абдулла Оджалан играет центральную роль в решении курдского вопроса как в историческом, так и в политическом контексте, а также является стратегическим игроком в процессе демократизации Турции и обеспечения региональной стабильности. Эрен напомнил, что Абдулла Оджалан признан курдами по всему миру и отметил: «Физическая свобода г-на Оджалана имеет решающее значение для быстрого, эффективного и здорового протекания процесса, а также для укрепления доверия и надежды в широких слоях общества. Из прошлого опыта очевидно, что здоровый процесс не может быть осуществлен в условиях изоляции, когда нарушаются самые основные юридические права и права человека, особенно право на надежду».

Он подчеркнул, что процесс требует физической свободы г-на Оджалана, независимо от обсуждений решений и других аспектов. Первый шаг, который необходимо сделать в этом контексте, — обеспечить соблюдение закона в соответствии с универсальными стандартами, снять изоляцию в Имралы и гарантировать регулярные встречи с семьей и адвокатом. Во-вторых, в рамках «права на надежду» и в свете решений ЕСПЧ и Комитета министров Совета Европы, необходимо обеспечить физическую свободу Оджалана, что является как юридическим, так и гуманитарным правом, пришедшим временем для реализации.

«ЭТО БУДЕТ ПОКАЗАТЕЛЕМ СЕРЬЕЗНОСТИ ГОСУДАРСТВА».

Заявив, что реализация этого фундаментального права станет одним из показателей искренности и серьезности правительства, которое является одной из сторон любого процесса, который начнется или будет осуществляться, Эрен сказал: «Г-н Оджалан очень четко сказал: "У меня есть теоретическая и практическая сила, чтобы перевести этот процесс с почвы конфликта и насилия на правовую и политическую почву". Его искренность, решимость и влияние на этот вопрос, а также его восприятие в обществе мы наиболее ярко ощутили в период 2013-2015 годов. В этом контексте физическая свобода г-на Оджалана является скорее показателем искренности и серьезности государства в решении этой проблемы, чем его эффективности и восприятия в обществе. Чувствительность курдского народа в этом вопросе и его настойчивое требование свободы для г-на Оджалана были в очередной раз продемонстрированы «Движением за свободу», начатым в прошлом году».

«ЛИДЕР НАПОМНИЛ О СЛОВАХ АБДУЛЛЫ ОДЖАЛАНА».

Напомнив слова Абдуллы Оджалана: «Моя свобода зависит от свободы курдского народа, если мы хотим быть свободными, мы будем свободны вместе», депутат от партии «Амед» Серхат Эрен сказал: «В другом интервью г-н Оджалан сказал: "Я свободнее, чем те, кто находится снаружи, важна не моя свобода, а свобода народов". Мы знаем, что г-н Оджалан придает свободе очень важные ценности. Однако из его взглядов и заявлений мы понимаем, что если эта свобода превращается в политику ликвидации или отрицания идентичности курдского народа, то не имеет значения, свободен он или нет. Поэтому, прежде чем говорить о юридических договоренностях, должна быть твердая вера и решимость в пользу мира».

«НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ ШАГИ ДЛЯ ЕГО ФИЗИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ».

Серхат Эрен заявил, что для обеспечения физической свободы лидера Абдуллы Оджалана необходимо в кратчайшие сроки предпринять шаги с учетом существующих норм и международных решений. Подчеркнув, что два решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в отношении лидера Абдуллы Оджалана обязательны для Турции и находятся под контролем Комитета министров Совета Европы, Эрен отметил, что заключенным, приговоренным к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами, должна быть предоставлена возможность условно-досрочного освобождения по истечении 25 лет. Заявив, что для этого не требуется новый правовой механизм и что достаточно выполнения решений ЕСПЧ, Эрен подчеркнул, что суды и административные органы не должны применять «вражеский закон».

«ВСЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОСВОБОЖДЕНЫ».

«Этот вопрос не может решаться лишь как пожизненное заключение с отягчающими обстоятельствами или как техническая юридическая поправка, ограниченная только делом г-на Оджалана», — сказал Эрен и продолжил: «Если мы хотим найти реальное решение, если мы стремимся решить курдскую проблему во всей ее полноте, все политические заключенные должны быть освобождены. Сегодня тысячи людей подвергаются суду и оказываются в тюрьмах за ведение политической борьбы в рамках идеологии Курдского движения за свободу. Лучший пример этому — судебный процесс в Кобане. За что наши друзья сидят в тюрьме уже много лет? Необходимо прекратить судебные процессы над всеми политическими заключенными, которых не судят справедливо, которые судят и сажают в тюрьму, используя политику заложников, и объявить «всеобщую амнистию» с правилами, аналогичными закону о социальном мире. Эти правила являются фундаментальной необходимостью для построения социального мира. Давние требования курдского народа и демократических кругов должны быть приняты во внимание для достижения социального примирения и прочного мира. В то же время эти шаги способствуют улучшению международной репутации Турции в сфере демократизации».

«ВАЖНО ДАЖЕ СОБЛЮДЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЗАКОНОВ».

Правительство использует право и законодательство как инструмент своей специфической военной политики. Прежде всего, необходимо как можно скорее отказаться от этой политики. Даже соблюдение существующих законов уже является важным шагом. Судебные процессы против Ассоциации обществ Курдистана (АОК), закрытие партий, дело по Кобани, процессы по делу Гези и политика доверительного управления — это примеры, когда правительство использует судебную систему как инструмент беззакония для реализации своих собственных планов. Помимо отдельных законов или судебных пакетов, нам нужна независимая судебная система и закон. В этот период, когда судебная система утратила свою независимость, даже если бы существующие законы применялись беспристрастно и справедливо, ситуация, с которой мы сейчас сталкиваемся, была бы иной. От Уголовного кодекса Турции до Закона о борьбе с терроризмом, от Конституции до Уголовно-исполнительного кодекса необходимо внести ряд изменений. Однако для тех, кто стремится к миру, эти изменения могут быть осуществлены в кратчайшие сроки. У нас, как у Партии народного равенства и демократии (ПНРД), есть готовые законодательные предложения по этому вопросу. Если парламент пожелает, он может обсудить и узаконить эти предложения в течение недели.

«КУРДСКИЙ ВОПРОС — ЭТО НЕ ВОПРОС БЕЗОПАСНОСТИ».

Для того чтобы этот процесс был успешным, необходимо развивать культуру диалога и примирения в обществе. Важно, чтобы различные политические круги, демократические силы и гражданское общество стали участниками этого процесса. В качестве первого шага политические институты Турции должны рассматривать курдский вопрос как вопрос демократизации и прав человека, а не как вопрос безопасности. Свобода г-на Оджалана — это не просто требование одного человека, а отражение всего турецкого стремления к миру и демократии. В этом контексте шаги по укреплению доверия между социальными сегментами и политические реформы должны быть приоритетными. Для успеха этого процесса необходимо, чтобы все политические круги Турции взяли на себя инициативу, действовали конструктивно и вносили позитивный вклад, не замыкаясь на узких и краткосрочных расчетах. Одной из самых важных площадок для такого вклада, без сомнений, станет Великое национальное собрание Турции. Необходим широкий общественный консенсус, охватывающий все слои общества, партии, неправительственные организации, ассоциации и коллегии адвокатов, по вопросу, который выходит за рамки партий и отдельных личностей. Участие субъектов, способных сыграть ключевую роль в решении проблемы, включая различные слои общества, крайне важно для того, чтобы избежать повторения процессов, которые в прошлом осуществлялись ограниченными делегациями и не увенчались успехом.

«ЕГО ВЫВОДЫ ПОУЧИТЕЛЬНЫ ДЛЯ МИРА В РЕГИОНЕ».

Г-н Оджалан является ключевой фигурой в решении проблемы и стратегически важным актором. Поэтому, когда наступит момент решения проблемы, он должен находиться в условиях, где у него есть физическая свобода, а не быть заложником в тюрьме. Проведение переговоров с его участием в более комфортных условиях, без посредников, может перенести процесс на новый уровень, отличающийся от предыдущих. Только так можно перевести курдскую проблему с почвы конфликта и насилия на правовую и политическую основу. Наблюдения г-на Оджалана служат важным руководством для установления мира в регионе, и эти идеи крайне необходимы. Г-н Оджалан полностью готов к этому процессу, но готовность государства и политических структур будет показана на практике.

«ЭТО ТАКЖЕ ПРИНЕСЕТ РЕШЕНИЯ ДЛЯ СИРИИ И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА».

Серхат Эрен отметил, что события в Сирии, особенно нападения вооруженных групп, поддерживаемых Турцией, на Рожаву и массовые убийства мирных жителей, угрожают будущему всех народов региона, и заявил: «Безусловно, каждое событие, происходящее в наше время, связано с другими событиями и влияет на их развитие. Эти события требуют решения этого процесса. Нападения на Рожаву и массовые убийства мирных жителей создают картину, которая угрожает не только курдскому народу, но и будущему всех народов региона. Если государство или его отдельные структуры думают, что можно напасть на курдов, нанести им вред, сдавить их и затем прийти к соглашению, они глубоко ошибаются. Такие нападения очень опасны, поскольку могут отравить мирный процесс. С точки зрения международного права, это преступление против человечности. Активизация предложений г-на Оджалана по диалогу и урегулированию может помочь положить конец такой агрессивной политике. Не следует забывать, что переговоры, которые будут проходить в Имралы, имеют решающее значение для выработки Турцией политики, направленной не только на решение курдского вопроса, но и на обеспечение мира и стабильности в Рожаве и на всем Ближнем Востоке. Вместо агрессивной политики нужно принять подход, основанный на диалоге и дипломатии».