Курдистан

Сабахат Сарыташ: организация – единственное противоядие против государственного насилия

Курдский политик и депутат от ПНРД Сабахат Эрдоган Сарыташ заявила, что режим ПСР/ПНД распространяет насилие на все сферы жизни общества и что единственным противоядием от этой тирании является организованность.

Сабахат Эрдоган Сарыташ, депутат и политик Партии народного равенства и демократии (ПНРД), рассказала ANF о последствиях преследований носителей курдского языка и культуры. Она напомнила поговорку «Те, кто не решит курдский вопрос, сами будут распущены» и назвала её выражением исторической реальности.

Сарыташ убеждена, что режим ПСР/ПНД не сможет избежать краха. Политик сказала: «У этого правительства нет ни сил, ни доверия курдского народа, чтобы решить курдский вопрос и исключить последствия на международном уровне. Если оценивать ситуацию с другой стороны, то у правительства есть только один аргумент в пользу того, чтобы настаивать на неразрешимости курдского вопроса, и это насилие. Эскалация насилия в последние годы стала результатом именно такого процесса. После последних местных выборов правительство стало проявлять больше агрессии, потому что не смогло реализовать желаемый сценарий. Курды ясно дали понять, что режим не сможет насильственно управлять Курдистаном, узурпируя муниципалитеты и продолжая грабить народ. Я говорю это не только в связи с результатами выборов. Стратегия правительства в части курдского вопроса, как было на протяжении последних ста лет, сосредоточена на отрицании, уничтожении и ассимиляции. Это отношение поработителей всё ещё преобладает. То, что мы пережили в последние месяцы, доказывает, что мы возвращаемся к началу истории Республики».

«Особенно часто жертвами становятся женщины и молодые люди»

Комментируя особую военную политику турецкого режима, Сарыташ сказала: «Бездействие по курдскому вопросу и эскалация насилия имеют ряд последствий. Существует политика, основанная не только на насилии и применении вооруженных сил – прежде всего, это политика особой войны, которая ещё более опасна. Рост проституции, употребления наркотиков и т. д. в городах Курдистана нельзя считать случайностью. Всё это связано с курдским вопросом. На данный момент можно четко сказать, что целевой группой манипуляций и основной мишенью являются женщины и молодежь. Поэтому мы считаем важным, чтобы женщины и молодежь были осознанны и внимательны. Нам необходим комплексный, поэтапный подход, поэтому, к сожалению, мы не можем сказать, что если мы будем упорно работать сегодня, мы сможем решить эту проблему завтра. Это долгосрочная проблема, которую можно решить только при условии терпения, настойчивости и борьбы. Как я уже говорила, женщины и молодежь стали основными целевыми группами давления режима. Не только в Турции или Курдистане, но и во всем мире, с момента создания национальных государств, они были главными мишенями правящей системы, потому что они бросают вызов статус-кво. Поэтому приоритет системы – сосредоточиться на этих двух главных целях и преградить им путь любой ценой».

«Организованность – и есть противоядие»

Депутат продолжила: «Политика особой войны направлена не только против отдельных людей, но и против всего общества. Сегодня и эта политика, и система изоляции распространились на все сферы жизни. Режим пытается лишить общество свободы и держать людей во тьме. Наркотики, проституция, шпионаж, ассимиляция и вынужденная миграция выбрасывает молодых людей, особенно девушек, из социума и организованной жизни, вынуждая ориентироваться на индивидуализм и ложные ценности.

Гюлистан Доку – конкретный и наглядный пример. Мы до сих пор не знаем её судьбы, но она была юной девушкой, попавшей в сети этой политики. Борцы, сражающиеся против мужского государства, которое строит свое существование на войне в Курдистане, – это, несомненно, автономная женская организация. Чтобы защитить свое существование, идентичность и свободу, мы должны работать и бороться усерднее, чем когда-либо прежде. Противоядием против политики особой войны является организованность. Мы это знаем и готовы объяснять этот факт снова и снова».

Насилие режима коснулось всех

Депутат затронула тему арестов людей, танцевавших гованд (традиционный танец), и запрета на курдский язык, сказав: «Самый яркий, самый поразительный пример применения этой политики к обществу – это криминализация курдского языка, которую мы наблюдаем в последнее время, рейды на свадьбы, задержания и аресты.

На протяжении многих лет мы говорили, что изоляция распространится на все общество, и мы были правы. Если что-то пытаются применить к курдскому народу, первые шаги будут постепенными, а затем проблема коснется всех. Именно это мы сейчас и наблюдаем. Правительство продолжает распространять насилие на все сферы жизни. Для этого режим провоцирует напряженность, вражду, раздоры, конфликты и расизм.

Это происходит уже много лет и успело составить проблему для курдов, армян, алевитов, женщин, работников СМИ, рабочих, студентов, активистов и участников профессиональных ассоциаций, словом, для всех и каждого, кто выступает против этой политики. Люди, чья работа заключается в расследовании преступлений, связанных с насилием и нападениями, продолжают работать в ночные смены, чтобы найти граждан, танцующих курдские танцы, и снять дорожные знаки на курдском языке. Они врываются на праздники и арестовывают мирных граждан.

Всё это показывает, что правящему блоку больше не нужно скрывать свое истинное лицо. Это также является доказательством того, что политика в отношении курдов зашла в тупик. В некотором отношении эту ситуацию можно сравнить с 1990-ми годами, но положение, в которой сейчас находятся мир, курдское движение и Турция, отличается от тех времен. Репрессии в целом более масштабны, чем тогда, и на них отвечают более организованные силы. Когда бьют по курдскому народу, протесты начинаются не только в Амеде, Ване, Мардине и Сиирте. Теперь демонстрации проходят по всему миру.

За эти годы курдский народ стал уникальной организованной силой. Дешевая политика вражды не продлит жизнь режиму ПСР/ПНД, а наоборот, укоротит её. Им больше нечего дать обществу. Их история окончена. Они исчерпали возможности экономики, уничтожили природную среду, их технологии бесполезны, потому что они злоупотребляли ими. Турецкие власти не смогли создать достойную культуру и искусство. У них не осталось ничего, кроме вражды к курдам, ненависти и насилия. Но и это не приведет их туда, куда они хотят попасть».

Мы не примем никаких запретов

Сабахат Эрдоган Сарыташ подчеркнула, что репрессии не являются чем-то новым для курдского народа или политиков, и добавила: «Они не смогут добиться прогресса, преследуя носителей курдского языка, атакуя свадьбы и назначая лоялистов на должности избранных курдских политиков. ПСР и Эрдоган не пользуются симпатией в Курдистане. Поэтому наш путь ясен – мы не примем никаких запретов, мы будем танцевать чаще, мы будем говорить на нашем языке ещё больше, мы будем петь наши песни ещё громче и требовать реализации нашей воли ещё сильнее.

Конечно, мы будем идти новыми путями, добиваясь законных прав в политике. Мы – сторона решения, сторонники третьего пути. Мы всегда будем против тех, кто строит политические стратегии на войне, бедности, расизме и невежестве. Наша политика – это политика жизни. Мы никогда не примем монистическую идеологию.  Они пытаются делать одно и то же на протяжении 100 лет и притворяются, что просто заново изобрели свою стратегию. Но если мы проанализируем историю, станет ясно, что так не бывает.

Мы достаточно опытны и помним прошлое, чтобы не поддаваться на эти игры. Мы знаем, что делаем и за что выступаем, и правительство это прекрасно понимает. Эта программа уже частично сошла на нет, потому что она не сработала и общество не сдалось. Люди продолжают танцевать, петь песни и говорить на курдском языке».