Европа

Ремзи Картал: подход Турции к Рожаве — четкий индикатор

Сопредседатель НКК Ремзи Картал заявил, что «подход Турции к Рожаве – важный индикатор».

Сопредседатель Народного конгресса Курдистана (НКК) Ремзи Картал рассказал ANF о событиях в Турции, в том числе о встречах с участием Абдуллы Оджалана, и заявил, что «подход турецкого режима к Рожаве – настоящая проверка».

- Как вы оцениваете встречи, проведенные делегацией ПНРД, включая визит к Абдулле Оджалану и последующие дискуссии с политическими партиями в стране, а также сообщения, переданные в ходе этих встреч?

- Тот факт, что курдский лидер находится в эпицентре этого процесса, имеет решающее значение, поскольку это подчеркивает серьезность вопроса. Хотя правительство ПСР/ПНД не выражает этого открыто, решение курдского вопроса всё чаще обсуждается в различных кругах. Ходят разговоры о начале нового процесса, и тот факт, что Абдулла Оджалан находится в его центре, решающий фактор. Очень важно, чтобы политические партии и чиновники, начиная со спикера парламента, правительства и оппозиционных партий, были проинформированы о посланиях курдского лидера. Также важно, чтобы эти партии включились в процесс и взяли на себя ответственность за наше общее будущее.

- Курдский народ и его союзники подходят к этому процессу с осторожностью и некоторым недоверием. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Ключевым моментом здесь является то, что недоверие курдского народа проистекает из исторической политики государства, отрицающего его существование и навязывающего политику истребления, когда курды требуют своих прав. Недоверие, которое вы видите, проистекает из государственной стратегии и подхода. Для того, чтобы не повторять ошибок прошлого, очень важно вселить в людей уверенность. Доверие необходимо укреплять не только среди курдского народа, но и среди широкой турецкой общественности и международного сообщества. Необходимо придерживаться доверительного подхода. Тон, которые предполагает готовность к решению, будет эффективным с точки зрения продвижения процесса урегулирования.

- Что вы подразумеваете под подходом, направленным на укрепление доверия, и какие шаги необходимо предпринять?

- Лидеру партии, представляющей централизованную политическую систему в Турции, важно взять на себя конкретную роль в этом процессе. Однако, позиция президента Эрдогана по этому вопросу до сих пор не прояснена. Мы не видим подхода, который говорил бы о признании ответственности или попытках влияния на этот процесс. В посланиях, которые мы слышим, говорится о том, что Абдулле Оджалану дано право на надежду, а также о необходимости «распустить» его организацию и разрешить ему выступить в парламенте. Однако, такой подход крайне поверхностен и оторван от реальности, серьезности и значимости курдского вопроса. Курдский вопрос – это вопрос свободы курдов, прав, справедливости и честности. Решение этого вопроса заключается в обеспечении требований курдского народа в отношении прав и справедливости с помощью юридических и конституционных рамок. Соответствующий подход и адекватная перспектива будут способствовать решению проблемы.

- Что бы вы сказали о негативном тоне проправительственных СМИ, освещающих этот процесс?

- Тон СМИ, связанных с правящим блоком, крайне негативен. Кажется, что они практически отравляют попытки урегулирования. Они используют язык, который можно охарактеризовать, как уничижительный, оскорбительный и направленный на демонизацию одной из сторон. Это напрямую связано с подходом, который демонстрирует правительство ПСР (Партии справедливости и развития). Тон его СМИ вытекает из позиции и фактического отношения правящего блока. Такое поведение не внушает доверия и создает негативное восприятие процесса. Если будет выработан другой тон и подход, вызывающий доверие и согласующийся с решением курдского вопроса, процесс может стать гораздо более эффективным. Решение курдского вопроса в период, когда в мире разворачивается Третья мировая война, может привести к значительному прогрессу. Это будет способствовать лучшему будущему народов Турции. Такая перспектива и укрепление уверенности среди турецкой общественности могут оказать позитивное влияние на процесс.

- В настоящее время конкретного позитивного продвижения нет, но, исходя из переданных сообщений, какие шаги должно предпринять государство?

- Прежде всего, подход государства к ситуации Абдуллы Оджалана напрямую связан с серьезностью решения курдского вопроса. Если изоляция в островной тюрьме на Имралы, где находится курдский лидер, будет продолжаться, а его возможность общения с общественностью, политиками и соратниками будет ограничена, это будет тревожным знаком. Изоляция должна прекратиться как можно скорее, и в этой ситуации должны быть созданы условия для эффективного общения и встреч. Это критически важно.

Решающей фигурой должен стать президент Эрдоган. Он занимает ключевую позицию в правовом и конституционном процессах. Необходимо начать эффективную работу в рамках правового и конституционного поля на парламентском уровне. Это включает в себя формирование комиссии и подготовку стратегии – «дорожной карты» для вовлечения в процесс урегулирования различных кругов. Чем более широким будет участие, тем больше доверия вызовут попытки урегулирования. Вовлечение в этот процесс ученых, интеллигенции и организаций СМИ сделает его гораздо более плодотворным.

Курдский вопрос – это не только проблема курдов, это масштабная турецкая проблема. Она связала руки Турции во многих сферах, и страна оказалась в кризисе. Политика отрицания и уничтожения курдского народа нанесла ущерб не только курдам, но и всем народам Турции.

- Оппозиция, в свою очередь, демонстрирует позитивное отношение к перспективе урегулирования. Какова должна быть её роль?

- Как было сказано ранее, интеллигенция и гражданское общество должны быть частью этого процесса, но первый шаг нужно сделать в парламенте. Политические партии должны внести этот вопрос в парламентскую повестку дня и инициировать необходимую работу по поиску правовых и конституционных решений. В прошлый раз парламент предпринимал ряд шагов, но они не имели результата и не привели к прогрессу. Тогда представители делегаций, побывавших на Имралы, были привлечены к ответственности. Чтобы предотвратить подобные инциденты и укрепить доверие, парламент должен взять на себя ведущую роль, а политические партии – выполнять свои функции.

Абдулла Оджалан также делает всё возможное. Я призываю главную оппозиционную партию и все прочие партии страны услышать, что решение курдского вопроса означает демократизацию Турции. Решение курдского вопроса откроет путь к равенству, свободе и демократии для всех слоев общества в стране. В настоящее время наши народы ограничены во всех аспектах жизни. Демократизация устранит препятствия на пути к правам, справедливости и равенству.

Итак, сегодня необходимо ответить на ключевые вопросы: какой мы представляем себе демократическую Турцию? Какой будет конституция? Какого рода равенство нам нужно? Какого рода права и справедливость? Каким будет общественное понимание демократии? В условиях Третьей мировой войны, охватившей Ближний Восток, нам нужен проект демократической нации, предложенный Оджаланом, – как именно он может решить проблемы, порожденные религиозными, националистическими государственными системами? Оппозиция должна сосредоточиться на этих вопросах и взять на себя инициативу.

НРП (Народно-республиканская партия), как партия, занявшая первое место на последних выборах и значительная оппозиционная сила, играет важную роль. ПНРД и все другие оппозиционные партии также должны взять на себя важную миссию, чтобы доказать, что эта проблема не является исключительно обязанностью правительства. Они должны работать над повышением осведомленности общества в рамках своих проектов и предложений. В конечном итоге мы должны стремиться создать правовую и конституционную основу для демократической Турции. Поэтому у каждой оппозиционной партии есть своя роль и своя миссия. Этот процесс не должен оставаться исключительно под контролем блока ПСР/ПНД, он должен учитывать волю всего турецкого общества и быть направлен на решение всех проблем страны с упором на создание демократической конституционной системы.

- Пока ведутся дискуссии об урегулировании, нападения и военные действия продолжаются. Могут ли война и процесс урегулирования сосуществовать?

- Это отражает классический государственный менталитет турецкого правительства – «чем больше давления мы окажем, тем быстрее сможем снизить требования РПК и заставить освободительное движение пойти на уступки». Такое мышление и подход в корне ошибочны. Взгляды Оджалана на решение курдского вопроса не новы. С 1980-х годов его идеи по выходу из кризиса остаются неизменными. То, что он говорил в прошлом, он говорит и сегодня. На протяжении всей борьбы заявления курдского лидера, его послания Турции и слова, которые он передавал во время попыток заключения перемирия, всегда были последовательными.

В последних пяти книгах, которые Оджалан написал на Имралы, он эффективно развивает ту же парадигму и предлагает решения не только курдского вопроса, но и других проблем общества с помощью своей перспективы демократической нации.

Проблема здесь не в Оджалане и не в курдском освободительном движении. Проблема заключается в мышлении представителей турецкого государства. Продолжение политики давления, репрессий и военных операций с целью принудить курдское движение «смириться с меньшим» не принесет никаких результатов. Подобная политика применяется уже 40 лет и не привела ни к каким результатам. В конце концов, правящий блок пришел к тому, чтобы начать процесс переговоров с курдским лидером для поиска решения проблемы, потому что политика последних десятилетий потерпела неудачу.

В частности, атаки, которые мы наблюдали последние 10 лет, также не принесли им результатов. Более того, опасность и риски, вызванные Третьей мировой войной, разворачивающейся на Ближнем Востоке, уже на пороге Турции. Эти риски также побуждают ускорить процесс.

Государство должно отказаться от давления, которое подрывают доверие и не приносит стране никакой пользы. Вместо этого оно должно подойти к вопросу с позиции, способствующей укреплению доверия и максимальному плюрализму. Нам нужна позитивная среда, направленная на решение проблемы.

- Почему Рожава оказалась целью этих атак?

- Мы ещё раз обращаемся к правительству ПСР/ПНД и говорим: нападения на Рожаву практически сводят на нет процесс, который сейчас идет в Турции и вызывает надежду. Подход к этому процессу урегулирования должен основываться на мирных решениях. Отношение к Рожаве служит четким индикатором позиции турецкого режима. Турция, которая решит курдский вопрос в пределах своих границ и установит мир с курдами в Сирии и на Ближнем Востоке, будет процветать. Благодаря миру между нашими народами может быть создано мирное и демократическое будущее. Этого можно достичь только путем решения курдского вопроса, что также приведет к значительному прогрессу как в национальных, так и в международных отношениях.

- Вы имеете в виду курдско-турецкий альянс?

- Если турки и курды смогут решить свои проблемы на демократической и мирной основе в пределах границ своих государств, они добьются значительного прогресса. Конечно, есть региональные и международные силы, которые противостоят этому повороту событий, но самым большим препятствием остается фашистский подход Турции. Если эти барьеры преодолимы, власти смогут добиться значительных результатов. Поэтому нападения на Рожаву и партизан должны прекратиться. Аналогичным образом, давление на политические партии, население, журналистов и муниципалитеты в Турции только отравляет процесс примирения. Необходимо отказаться от подобной тактики и принять комплексный подход к решению курдского вопроса, который будет соответствовать принципам демократии и мира как внутри страны, так и за рубежом.

- Кампания «Свободу Абдулле Оджалану – политическое решение курдского вопроса» продолжается. Какие дальнейшие шаги следует предпринять в рамках этой инициативы?

- Эта кампания чрезвычайно важна. Если государство и власть предержащие вынуждены пойти на такой шаг, это стало результатом долгой и достойной борьбы. Этот результат был достигнут благодаря огромным усилиям в Турции, так и на международном уровне. Прежде всего, курдский вопрос – это вопрос менталитета, вопрос демократического мировоззрения. Все усилия, предпринятые для решения проблем на Ближнем Востоке и в международном масштабе на настоящий момент, были полезны, и необходимо продолжать работать в этом направлении ещё более эффективно. В центре этих усилий – кампания «Свободу Оджалану – политическое решение курдского вопроса». Эта инициатива идеально вписывается в важнейший процесс.

Все мы знаем, что решение курдского вопроса напрямую связано с освобождением Оджалана. Если государство само инициировало этот процесс, взаимодействуя с курдским лидером и поддерживая контакт, необходимо придать этому процессу новый импульс. Каждый человек совести должен внести свой вклад в укрепление этого процесса, используя все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Успех зависит от продвижения кампании за освобождение Абдуллы Оджалана. Эту кампанию необходимо развивать как можно эффективнее. Сегодня каждый должен спросить себя: «Что ещё я могу сделать?».

2025 год важен для решения курдского вопроса не только с точки зрения курдов. Это важно для всех народов Ближнего Востока. Наступивший год дает нам решающую возможность создать основу для борьбы и станет периодом прогресса.