Сегодня продолжилось рассмотрение дела «Кобане» в отношении 108 человек, 18 из которых арестованы, включая бывших сопредседателей и членов Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Демократической партии народов (ДПН), в связи с протестами 6-8 октября 2014 года против атак ИГИЛ* на Кобане.
Бывший сопредседатель ДПН Салахаттин Демирташ продолжил свою защиту.
Основные моменты речи Демирташа сводятся к следующему:
«Даже лозунгом нашей предвыборной кампании была «Демократическая автономия». Нам не помешали, и мы добились успеха на выборах. Женский вопрос также был включен в эту кампанию как вопрос автономии. С 2008 до 2016 года, когда нас арестовали, в программах и кампаниях нашей партии мы бескомпромиссно ратовали за демократическую автономию, местные органы власти и женское равноправие. Поэтому демократическая автономия не возникла из ниоткуда, она не возникла с баррикадами в окопах. Что осуждается? Демократическую автономию осудили как террористическую деятельность с баррикадами и в окопах. Мы защищали ее (демократическую автономию) как политическую идею и представляли ее избирателям. И избирателям было решать, нравится им это или нет. В настоящее время она включена в программу партии ПНРД. Мы будем продолжать ее отстаивать.
ОБРАЩЕНИЕ К РПК И АБДУЛЛЕ ОДЖАЛАНУ
Давайте сравним демократическую автономию с политической моделью. Одна партия предлагает президентскую систему, другая – парламентскую. Вы предлагаете архитектуру государства. Но вы не можете предлагать женоненавистничество и фашизм. Они вынесли президентскую систему на референдум. Но они говорят, что демократическая автономия – это террористическая деятельность, потому что РПК и Абдулла Оджалан защищали ее. Отсюда я хотел бы обратиться к РПК и Абдулле Оджалану с призывом сказать, что 2+2=4, а число Пи равно 3,14. Посмотрим, исключат ли они это из учебной программы как терроризм.
Что такое демократическая автономия? Никакого образования на родном языке, язык – исключительно турецкий. У нас общая история, мы все пришли из Центральной Азии, у нас общие ценности. Например, мы все должны защищать Топала Османа. Теоретически, проблемы нет. Было бы хорошо, если бы мы все были одинаковыми, но мы не такие. Они заставляют нас надеть это платье, а оно нам не подходит. У них нет проблем с теми, кто говорит, что они турки, но у них есть проблемы с теми, кто не говорит, что они турки. Начальник деревенской стражи говорил: «Em hemu Tirkin» (Мы все турки). А что будет, если я скажу, что я курд? Те, кто говорят, что они курды, алевиты или социалисты, будут создавать проблемы. Вот почему мы предложили демократическую автономию, чтобы устранить эти «проблемы».
«МОДЕЛИ, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ИЗ ЦЕНТРА, НЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ МЕСТНОСТЬ»
(В качестве критики отождествления курдской независимости с РПК)
На протяжении 100 лет велась борьба за независимость, предпринимались попытки создать независимый и социалистический Курдистан. В этой борьбе РПК является последней опорой.
Давайте объясним, почему демократическая автономия является наиболее подходящей моделью для Турции. Модели, разработанные из центра, не определяют местность. Потребности местных жителей являются неотложными. Не осталось правительств, которые приняли бы местные органы власти. Те, что остались, – это тоталитарные и авторитарные режимы. Управление любой местной администрацией не должно быть выше любого другого управления, оно должно быть равным. Они должны в равной степени пользоваться ресурсами. Мы также могли бы предложить федеральную администрацию, как в Ираке, но если в Йозгате нет демократии, то и у нас ее не будет. Вот как мы, курды, смотрим на это.
«ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ АВТОНОМИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТИГНУТА С ПОМОЩЬЮ ОРУЖИЯ»
Но будет ли она работать с окопами и баррикадами? Нет. Демократическая автономия не может быть достигнута с помощью оружия, окопов и баррикад. Демократическая автономия достигается путем убеждения/согласия, а не с помощью оружия. Окопы и баррикады не имеют ничего общего с демократической автономией. Нет, не по моему мнению. Пусть объяснятся те, кто так считает.
Наши первые заявления о баррикадах в траншеях пытаются забыть. Столкновения уже начались, улицы были перекрыты, и я сказал: «Приходите и бейте их дубинками», а они написали это на основании оружия. В те дни мы отправили делегацию. В делегацию входили Хатып Диджле, Парвин Булдан, Митхат и Алтан Тан, который в последние дни только и делает, что разглагольствует о нас. На самом деле, если хотите (для Алтана Тана), пусть наши адвокаты приведут его.На самом деле, если хотите (для Алтана Тана), пусть наши адвокаты приведут его.
ПРИЗЫВ К АФКАНУ АЛА: ПУСТЬ ОН ВЫЙДЕТ И СКАЖЕТ ЭТО
Мы сделали это не сами, на нас давили люди. Они сказали: вы политики, решайте эту проблему (В некоторых местах) это не удалось. Военные сказали: «Мы решим эту проблему». Один деревенский охранник приехал в Анкару, чтобы выразить желание стать посредником. Затем к делу подключился Сырри Сюрейя, и мы провели переговоры. Они сказали, что передадут это своему начальству, но этого не произошло. В Ширнаке это не сработало, а мы очень старались для Сура. Эфкан Ала должен выйти и рассказать, сколько встреч мы провели.
Я хотел произнести речь, никого не обидев. Все знали, почему я произнес эту речь, и государство тоже. Все СМИ пестрели заголовками, Эфкан Ала выступил с ядовитым заявлением, а в адрес Кылычдароглу были сделаны заявления. Вот так мы стали мишенью. После выступления было начато расследование. Мы поняли суть вопроса 15 июля, когда этих прокуроров забрали из FETÖ. Они хотели создать условия для переворота.
«КОМУ БЫЛО СТАНОВИТЬСЯ НА ЗАЩИТУ ДЖИЗРЕ, КАК НЕ МНЕ?»
«Они привезли в Сур гусеничный танк. Они ввели в Сур гусеничный танк. Говорят, что против них «дубинки и длинноствольное оружие», и они тоже так говорят. Вы – самые мощные сухопутные силы НАТО, а посылаете гусеничный танк за 10-15 молодыми людьми. Позже мы поняли, что эта непропорциональность была направлена на переворот. В то время Давутоглу вышел и сказал: «Мы будем чистить дом за домом, улицу за улицей». Я ответил: «Вы можете чистить только канализацию в Джизре». Они подали на меня в суд. Кому было становиться на защиту Джизре, где большинство проголосовало за нас, как не мне? Бахчели вышел и сказал: «Камня на камне не останется, голов на голове не будет». Это насильственный дискурс или наш?».
«Мы приняли решение в сентябре 2015 года. Мы решили провести митинги и призвали к прекращению военных действий», – продолжил Демирташ, зачитав речи, произнесенные на этих митингах. Он обратил внимание на то, что его речь в Ван-Башкале в 2015 году, озаглавленная «Демократическая автономия не может быть достигнута с помощью оружия» не была приобщена к материалам дела, как и аналогичные речи с другими заголовками.
Далее слушания были отложены до 13.30.
«ТЕ, КТО ГОВОРИТ, НЕ ОСТАВЬТЕ КАМНЯ НА КАМНЕ, – ПАТРИОТЫ, А МЫ – ТЕРРОРИСТЫ»
После перерыва Демирташ продолжил свою защиту, зачитав речь, произнесенную им в Джизре 12 сентября 2015 года, касательно демократической автономии и баррикад, и вновь указал на то, что эти речи не были приобщены к материалам дела.
«Все эти речи – призывы к молчанию оружия и продолжению переговоров. Поскольку вы не приобщили их к делу, позвольте мне зачитать их для протокола. Если хотите, вы можете получить их через Высший совет по радио и телевидению, мои адвокаты перешлют их вам, и вы сможете прочитать их, если у вас будет время.
Когда я призываю «Замолчать оружие», те, кто говорит «Не оставим камня на камне», – патриоты, а мы – террористы. Этого нет в обвинительном заключении. Неужели это никогда не будет поставлено под сомнение? Только на днях погибли 12 молодых людей. Нет ни войны, ничего?».
«Позвольте мне перечислить имена судей, прокуроров и солдат, которые руководили в то время и были впоследствии уволены. Неужели судья и прокурор никогда не задумываются об этом?» Он также обратил внимание на то, что некоторые из солдат, которые в то время командовали в таких местах, как Джизре и Сур, были названы в прессе «героями». Он подчеркнул, что некоторые из упомянутых высокопоставленных солдат также находились под судом по делу FETÖ.
«В течение нескольких месяцев они создавали впечатление, что конфликт был односторонним. Один из высокопоставленных солдат признался, что после этого его совесть не была чиста, и сейчас он находится за границей со своей семьей. Я обращаю внимание на ряды военнослужащих».
(Демирташ зачитывает имена солдат)
Среди них есть те, кто говорил: «Вы забыли, это был несчастный случай» во время резни в Робоски. Как может государство вести себя так, будто этих вещей не существует, пристрастные СМИ не слышат, социалисты не слышат. Когда мы сказали: «Гибнут мирные жители, вы разрушаете наши дома», – вы навесили на нас ярлык террористов. Пусть кто-нибудь, включая вашу делегацию, выйдет и защитит их. Нас судят за преступления, которые они совершили».
«ЭТО ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО НАГРАДИТЬ КУРДОВ МЕДАЛЯМИ»
Среди этих имен – Самих Тарзи (солдат), убитый Халисдамиром в ночь на 15 июля, который был объявлен героем. В карманах у них также лежит документ, в котором говорится, что их не будут судить. А нас судят, разве может быть такая риторика?
Те, кого судили на процессах FETÖ (военные и административные чиновники, такие как губернаторы районов и заместители губернаторов), отсидели свои сроки и вышли на свободу. Это государство должно наградить курдов медалями. За то, что они выступили против переворота, против этих людей.
(Демирташ показывает фотографии детей, убитых во время конфликта в Джизре)
Несколько дней мать не могла похоронить этого ребенка (джамиля Чагирга), она держала его в холодильнике. Они не позволили ей похоронить его. Это не Газа, это Джизре. Это сделал Салахаттин Демирташ? Это сделали уполномоченные солдаты государства, которых я перечислил. В подвалах Джизре десятки молодых мирных жителей звали на помощь, к ним не пускали машины скорой помощи. Пристрастные СМИ сообщили, что «РПК не разрешила приехать скорой помощи».
(Переход к следующей фотографии)
Они написали «любовь живет в подвалах» и сделали знак волка. Я не делал этих фотографий, моя партия не делала и не публиковала их. Те, кто сделал это лично, опубликовали их на своих аккаунтах.
(Показывает фотографию из Палестины)
Смотрите, это Палестина, поэтому они не смотрят на это с точки зрения религии. Вы можете сказать, что это сделал ХАМАС? Это сделал Израиль, это сделал Нетаньяху. Они раздели палестинскую молодежь догола. Это бесчеловечно, варварски.
(Показывая похожую фотографию)
Посмотрите на Нисебин, Сур, Джизре... Мы находимся под судом. Эти вещи были совершены, нас судят за членство в террористической организации, потому что мы защищаем людей.
(Обращая внимание на надписи на демонстрируемых снимках: JÖH, PÖH, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИБЫЛИ, «если ты турок, гордись», турецкий флаг)
«Как этот народ может любить турецкий флаг, как мы можем заставить наших избирателей любить турецкий флаг? Вы судите курдов за преступление, которое они совершили. Разве люди, которые совершили эти поступки и написали эти граффити, предстали перед судом? Когда я рассказываю о том времени, наши травмы оживают. Мы не смогли помешать им делать эти вещи с нашим народом, а потом нас осудили, нас судят как террористов».
* - террористическая организация, запрещена в РФ