Ирак

Первая леди Ирака обращается с отчаянным призывом в связи с турецкой агрессией

«Ирак - не Сирия», - предупреждает Шаназ Ибрагим Ахмед в своей статье для Newsweek, призывая курдов, федеральные и международные правительства принять меры в связи с оккупацией Турцией территории Южного Курдистана.

Первая леди Ирака Шаназ Ибрагим Ахмед выступила с призывом к Западу в связи с продолжающимся вторжением Турции в Южный Курдистан (Ирак). В своем интервью журналу Newsweek Ахмед рассказала о разрушительных гуманитарных последствиях и политических рисках фактической оккупации Турцией территории Южного Курдистана, призвала «международное сообщество принять надлежащие меры», а свое федеральное правительство - «однозначно отвергнуть растущую турецкую оккупацию нашей страны и дать понять Анкаре, что ее военное присутствие незаконно [и] ее силы не имеют права вытеснять наших граждан из их домов и деревень».

Описывая последствия вторжения, Ахмед сказала: «Жители курдских и ассирийских деревень боятся минометов и постоянного обстрела, многие сообщают, что турецкие оккупанты предупредили их о необходимости эвакуироваться из своих домов в течение 24 часов или подвергнуться принудительному выселению и бомбардировкам со стороны турецкой оккупационной армии». Она приводит «подтвержденные сообщения о массовых перемещениях» и статистику Общественных миротворческих групп (ОМГ), согласно которой Турция совершила более 800 нападений на Южный Курдистан в 2024 году, в то время как официальная статистика Южного Курдистана показывает, что по состоянию на 2020 год более 500 деревень уже обезлюдели.

Эти кризисы способствуют возникновению «нового кризиса перемещения» в стране, которая в последние десятилетия неоднократно страдала от войн и дестабилизации, отметила Ахмед.

Сейчас вооруженная операция Турции достигла пика, когда турецкие оккупанты взяли под фактический контроль территорию на глубине до 15 км в пределах суверенной иракской территории. «Вопиюще нарушая международное право, турецкие оккупанты устанавливают контрольно-пропускные пункты и патрули на суверенной территории Ирака под видом охоты на бойцов Рабочей партии Курдистана (РПК), которых они обвиняют в терроризме», - пояснила Ахмед.

Багдад неоднократно предупреждал Турцию о недопустимости вторжения на суверенную территорию, но новая операция скорее приобрела характер постоянной оккупации, подобной той, которую Турция установила на территории Северной Сирии. «Позвольте мне внести ясность, - сказала Ахмед, - Ирак - это не Сирия». Она отмечает, что и в Багдаде, и в столице Южного Курдистана в Эрбиле «есть сформировавшиеся правительственные структуры», которые не должны мириться с оккупацией.

Однако и доминирующая в Южном Курдистане Демократическая партия Курдистана (ДПК), и федеральные власти Ирака встречались с высокопоставленными представителями турецких служб безопасности, разрабатывая, казалось бы, совместный план по «окончательному урегулированию» ситуации в регионе в пользу Турции путем создания новой дороги, связывающей турецкие военные базы с проектами развития и инфраструктуры в рамках так называемого проекта «Дорога развития».

«Десятки тысяч жизней были потеряны и принесены в жертву за каждый дюйм этой земли в течение десятилетий непрекращающегося конфликта», - предупреждает Ахмед по поводу оккупации территории иракских курдов. «Я опасаюсь за легитимность федерального и регионального [курдского] правительств из-за их бездействия в лучшем случае и соучастия в худшем, потому что оба они молчат и не реагируют на продолжающиеся нападения и нарушения нашего суверенитета».

По традиции, президент Ирака выбирается от автономного администрация Южного Курдистана. Ахмед замужем за членом Патриотического союза Курдистана (ПСК) Абдулом Латифом Рашидом, действующим президентом, и сама играет беспрецедентную роль государственной деятельницы.