Европа

Патрис Франчески: потерпят поражение курды -- проиграем все мы

Французский писатель Патрис Франчески сказал, что нападение на Рожаву – это нападение на всех нас: «Рожаву хотят уничтожить. Если курды потерпят крах, это будет поражением для всех нас».

Исследователь и писатель Патрис Франчески в беседе с ANF сказал, что западные демократии в настоящее время относительно слабы, а членство Турции в НАТО усложняет ситуацию. Он отметил: «Пока Турция – часть североатлантического альянса, ее следует считать союзником европейских государств. На самом деле Турцию нужно исключить из НАТО. Ей там нет места, потому что вся ее программа, повестка дня и политика направлены против Запада и демократий. Поэтому, пока такая страна, как Турция, состоит в НАТО, помочь курдам чрезвычайно сложно».

Франчески – французский исследователь и писатель, который внимательно следит за развитием событий в регионе. Он также является автором книги «Умереть за Кобани».

- Режим Баас пал после нападений, начатых вооруженными группировками под руководством «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) 27 ноября. Как вы оцениваете падение режима?

- Могу сказать, что падение режима Башара Асада – это хорошо, но те, кто сверг его, могут оказаться хуже. То, что отвратительный режим пал, не обязательно означает, что его преемники будут лучше. Конечно, все могло быть и хуже. Вспомните ситуацию с шахом Ирана в 1979 году. Был тиран, и когда его свергли, все думали, что новый режим будет лучше, но все приняло гораздо более ужасный оборот. Поэтому я считаю очень положительным тот факт, что Башар Асад лишился власти, потому что его правление было окроплено кровью. Однако мы должны быть осторожны, поскольку те, кто займет его место, могут оказаться еще хуже, особенно для курдов и всех меньшинств в Сирии.

«ХТШ реализует планы Эрдогана».

- Вы также изучаете джихадистские организации. Что вы можете сказать о группировке ХТШ, которую называют будущим Сирии?

- Грубо говоря, «Хайят Тахрир аш-Шам» – это коалиция исламистских группировок, направляемая, финансируемая и поддерживаемая Турцией. Кроме того, ее спонсирует и Катар. Сейчас ХТШ воплощает в жизнь программу, предписанную Анкарой и Эрдоганом. Неясно, попытается ли в какой-то момент аль-Джулани, главарь ХТШ, освободиться от власти Эрдогана и добиваться своих целей, но на данный момент он подчиняется Анкаре. Подчиниться Анкаре – значит избежать, по крайней мере временно, ошибок, подобных тем, которые совершили талибы, когда захватили власть в Кабуле. Вот почему аль-Джулани, ХТШ и Эрдоган пытаются выставить себя перед Западом как заслуживающие доверия партнеры.

Мы на Западе не должны поддаваться на эту уловку. ХТШ – радикальная исламистская группировка, особенно опасная для курдов, христиан, езидов и всех меньшинств. Однако нас пытаются убедить в том, что они надежные партнеры. Если мы попадемся на это уловку и, например, предоставим им место в ООН или исключим их из «списка террористических организаций», мы заплатим высокую цену. Как только они получат такие привилегии, они начнут воплощать свои реальные планы, начиная с повсеместного установления законов шариата. Это было бы катастрофой, особенно для курдов и других меньшинств.

«Не существует такого понятия, как умеренная или современная исламистская организация».

- Сегодня ХТШ и ее лидер позиционируются на Западе как умеренная или современная исламистская группировка. Однако их связи с ИГИЛ и их происхождение показывают, что они глубоко укоренены в традиции джихадизма. Что вы думаете об этой риторике? Разве это не опасно для будущего?

- Это очень большая опасность для будущего, потому что не существует такого понятия, как умеренная или современная исламистская организация. Такого понятия нет. Они исламисты – все просто и ясно. Следовательно, они враги Запада, демократии, курдов и меньшинств. Мы не должны поддаваться влиянию информационных кампаний, пытающихся представить их как-то иначе. Они такие, какие они есть: «Аль-Каида», и ничто иное.

«В Сирии воплощается идея Османского империи».

- Пока ведутся дискуссии о роли будущего Сирии, турецкие власти и протурецкие боевики продолжают оккупационные нападения на районы Автономной администрации северной и восточной Сирии. Можно ли говорить о политическом решении в условиях продолжающейся военной агрессии?

- В Сирии сложилась ситуация, когда, с одной стороны, аль-Джулани и ХТШ стремятся завоевать южную Сирию и интегрировать ее в идею Османской империи, а с другой стороны, ведется война против курдов северо-восточной Сирии. Турецкое правительство возложило эту задачу на Сирийскую национальную армию (СНА).

СНА, которая совершает атаки на курдов, оккупировала Манбидж и взяла в осаду Кобани. Этих боевиков, в той или иной степени исламистов, полностью спонсирую и обучают. С 2018 года они участвуют в этнических чистках в Африне. Их также направили в Нагорный Карабах для убийства армян. Сегодня они пытаются уничтожить как можно больше курдов на севере Сирии. Все это является частью амбиций Эрдогана.

Запад должен понять этот маневр и продолжать поддерживать курдов, не давая СНА захватить Кобани или даже Ракку.

«Кобани – это символ, и если он падет, мы все проиграем».

- Кобани, который для всех стал символом сопротивления ИГИЛ, хотят оккупировать. Вы написали книгу под названием «Смерть за Кобани» о сопротивлении в Кобани. Как вы оцениваете стремление турецкого правительства оккупировать этот город?

- То, что произошло сразу после победы в Кобани, то есть победы курдов над ИГИЛ, имеет в высшей степени символическое значение. Если мы отдадим наших курдских товарищей в руки протурецких боевиков и турецкой армии и позволим Кобани попасть в их руки, это будет означать, в некотором смысле, конец света. Другими словами, это означало бы конец свободы Запада перед лицом терроризма и турецкого тоталитаризма.

Западные державы – американцы, французы и европейцы – должны помешать туркам оккупировать такой символический город.

«Их пугает модель Рожавы».

- На фоне хаоса в Сирии в Рожаве была создана модель, которая предлагает решения всех проблем региона. Почему в контексте обсуждений будущего Сирии не обсуждается эта модель?

- Проблема в том, что предложенная и действующая в настоящее время в Рожаве модель действительно интересна и может изменить весь Ближний Восток. Но остальная часть региона не стремится воплотить эту модель, потому что Сирия, Ирак, Иордания, Турция и все страны, окружающие Рожаву, выступают против этой идеи. Для них демократия, гендерное равенство, освобождение женщин и секуляризм – это яд.

Они боятся, что в их обществах будет действовать модель Рожавы, и они не хотят этого. Вот почему наши храбрые товарищи, защищающие эту модель по всему миру, сталкиваются с вооруженной агрессией. В этом суть проблемы.

«Мы должны поддержать курдов».

- Другой опасностью в регионе является возрождение ИГИЛ. Турецкие атаки также привели к перемещениям джихадистов в тюрьмах и лагерях в Рожаве. Как человек, хорошо знающий регион, какую угрозу вы здесь видите?

- Захват джихадистами таких лагерей, как «Рож» и «Холь», представляет огромную опасность для всех. В этих лагерях содержится более 50 тысяч джихадистов и членов их семей. Эти лагеря в Рожаве – бомбы замедленного действия для всего Запада и всех демократических стран.

Я надеюсь, что осознание Западом этой проблемы побудит американцев, французов и европейцев помешать туркам и их союзникам-исламистам захватить эти лагеря. Происходящие сейчас события очень серьезны, и на карту поставлено все. К сожалению, переходный период в США между Трампом и Байденом, похоже, оставил американцев в состоянии неопределенности, которое используют их противники для продвижения своих планов.

Я надеюсь, что до 20 января будет дан правильный ответ, и мы окажем полную поддержку курдам.

Наконец, позвольте мне сказать: свободный мир – в основном Запад, но также курды и несколько других стран – должны признать, что происходящее на севере Сирии имеет фундаментальное значение для свободы во всем мире. Мы должны полностью поддержать курдов. В противном случае весь мир ждет крах.

* - «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида» и ИГИЛ признаны террористическими организациями в ряде стран.