В беседе с журналистами информационного агентства «Месопотамия» заместитель председателя парламента от ПНРД, депутат Сырры Сурейя Ондер, входивший в состав делегации, посетившей Имралы, сказал: «Единственное, что нам известно больше, чем общественности, — это содержание проведенных переговоров. Когда процесс достигнет определенной точки, оно будет обнародовано. Но помимо этого, мы ничего не знаем о будущем, которое мы держали бы в секрете».
На вопрос «Нормальна ли такая неопределенность?» Ондер дал следующий ответ:
«Я не говорю, что это нормально, но эта неопределенность связана не с тем, искренен процесс или нет, а с конъюнктурой. Другими словами, не только мы, но и те, кто управляет государством, и факторы на Ближнем Востоке на самом деле оказывают влияние на неопределенность будущего. Этот процесс, в котором мы участвуем, — лишь одна из попыток достичь почвы, которая устранит неопределенность».
Обращая внимание на предложения и оценки Абдуллы Оджалана относительно развития событий в регионе, Ондер сказал: «На данный момент неясно, какой курс выберут США, Израиль, Иран, Турция или другие действующие лица в Сирии. Также неясно, что будет делать новое правительство в Дамаске и какую Сирию оно организует. Именно в этот период неопределенности Оджалан вновь выдвигает свой ближневосточный проект в качестве предложения. Возможно, в этом отношении позиция Оджалана является наиболее четкой».
Отвечая на вопрос «Не могли бы вы подробнее рассказать об этой ясной позиции Абдуллы Оджалана?», Ондер сказал: «Чтобы создать «ясность», он демонстрирует политическую позицию, которая предлагает мир, сосуществование и переходность, а не войну, конфликт и резкие линии между народами, превращающиеся в стены».
Ондер также заявил следующее:
«Активизирует ли правительство свою «государственную мудрость» в том смысле, который мы ему приписываем, заключит ли оно мир с курдами в условиях неопределенности и попытается ли таким образом стать главным действующим лицом на Ближнем Востоке, или же оно вступит в ожесточенный конфликт с курдами в Сирии с «железным кулаком в бархатной перчатке»? На данный момент главное – определиться между этими двумя вариантами.
Я думаю, что процесс в Турции не ясен, потому что до сих пор нет четкого решения по этому вопросу. С другой стороны, у курдской общины, особенно у тех, кто заплатил свою цену за мир, есть некоторые опасения. Многие круги характеризуют настроение общества как «осторожный оптимизм». Это нормально — испытывать беспокойство в такие периоды. Кроме того, у этого общества есть мудрость и опыт. Оно извлекает уроки из своего опыта. Осторожный оптимизм — это наиболее дистиллированная форма мудрости общества для восприятия этого периода. Осторожный оптимизм на самом деле означает не только отсутствие ожиданий, но и усилия, направленные на установление мира. Мир должен быть общим идеалом всех, кто живет на этих землях, и мы все должны прилагать больше усилий для его достижения, чем делали до сих пор.
Да, это действительно поразительно, когда смотришь на некоторые круги. Особенно то, что в этих кругах считают, что если курды вложатся в «мир», они потеряют прекрасную возможность, а именно возможность независимости Курдистана. Но так ли это на самом деле, что если сейчас не будет мира, то для курдов откроются двери возможностей? Смогут ли курды вырваться из конфликта великих держав и обрести свободу? Такая возможность сопряжена с большими рисками. Оджалан с самого начала указывал, что если курды пойдут на этот риск, то это может привести как к исторической катастрофе, так и к историческому успеху. Теория демократического конфедерализма Оджалана основана именно на этих двух возможностях. Другими словами, Оджалан разработал такую теорию не потому, что он «не курд», а потому, что безопасность курдов для него не менее важна, чем их свобода. К Оджалану, который утверждает, что настало время реализовать эту теорию, есть два разных подхода со стороны двух разных тенденций в государстве. Таким образом, и Оджалан, и курдское движение четко заявляют о мире. Когда государство также достигнет определенной ясности, тогда начнется настоящий «процесс». Пока этот процесс нельзя назвать «процессом решения». Но мир следует рассматривать как один из важных и первых шагов на пути к решению.
Как делегация, мы сосредоточены на позитивном прогрессе в работе. Безусловно, мы прилагаем все усилия, чтобы предотвратить негативные события. Но это не только наша ответственность, но и ответственность всего общества — довести этот процесс до конца, несмотря ни на что. Поэтому по мере продвижения процесса у нас будет возможность обсудить некоторые вещи более четко».