Ранее Басе Хозат, сопредседательница Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОK), выступила в эфире канала Medya Haber TV, заявив, что турецкое правительство пытается шантажировать курдское освободительное движение, требуя уступок за прекращение изоляции Оджалана. Лидер курдского народа находится на тюремном острове Имралы в Мраморном море уже более 25 лет. Он лишен контактов с внешним миром с марта 2021 года.
Совет Европы (СЕ) должен защитить на практике право «пользоваться правами человека и основными свободами», обеспеченное статьей 3 его устава. Абдулла Оджалан был лишен всех прав человека. Вот уже 40 месяцев он не может встретиться со своей семьей или адвокатами. СЕ должен направить делегацию в учреждение на Имралы, чтобы встретиться с ним и получить четкую информацию о состоянии его здоровья. ЕКПП и Совет Европы должны отказаться от своей индифферентной позиции и молчания, которое способствует геноциду курдов, и прислушаться к голосам миллионов.
Курдские активистские организации заявили: «Мы знаем, что заговор против лидера Оджалана – международный проект. Ряд держав с самого начала планировали и осуществляли эту изоляцию. Сегодня они способствуют тому, что система Имралы продолжает существовать. Война, которую Турция ведет против курдского народа, отвечает интересам международных держав. Они жертвуют курдами, чтобы использовать Турцию в своей политике на Ближнем Востоке.
КДО-Е начал процесс мобилизации для борьбы с преступлениями против человечности и дисциплинарных наказаний в тюрьме на Имралы. Эти действия будут масштабнее всех мероприятий, проведенных до сих пор. Мы призываем всех людей совести поддержать Оджалана самыми эффективными шагами, чтобы добиться решающего результата в борьбе с геноцидом и турецким режимом, который намерен оккупировать Курдистан с помощью предателей и коллаборационистских сил.
Турция, выступающая в роли исполнителя в этом сговоре, заключает подлую сделку, демонстрируя новые нечистоплотные схемы против нашего лидера 26 лет спустя.
Однако, сопротивление Оджалана даже в условиях изоляции и пыток не позволит пойти на сделки и поддаться шантажу. Этот шантаж также говорит об отчаянии турецкого режима и международных держав. С лидером угнетенных, товарищем Абдуллой Оджаланом, не обращаются в соответствии с общепринятыми правовыми нормами. Его положение беспокоит нас, так как мы годами не получаем никаких известий. В связи с этим мы призываем соответствующие институты – ЕСПЧ, СЕ и ЕКПП – принять срочные меры. Изоляция и пытки – это преступления против человечества. Мы, курдский народ, не дадим вам возможности совершать это преступление в дальнейшем».
Басе Хозат сказала, комментируя ситуацию: «За последние несколько дней до нас дошла некоторая информация. Мы считаем важным обнародовать её. Надежный источник, близкий к президенту Турции Тайипу Эрдогану, пообещал восстановить возможность контакта с Оджаланом, если курдское движение пойдет на определенные уступки. Сначала может состояться разговор с братом Оджалана, а затем с его юридической командой защиты.
После того, как Хозат сообщила эту новость, члены Демократического курдского общественного центра (DTKM) в Страсбурге сделали заявление для прессы на том самом месте, где проходит пикет за свободу, участники которого добиваются освобождения Абдуллы Оджалана уже 13 лет.
Сидар Амеди зачитал заявление для прессы от лица страсбургской группы общественного центра, сказав:
«Наш лидер Оджалан подвергается пыткам и изоляции в тюрьме на Имралы уже 26 лет. Его адвокаты и семья не могут добиться реализации права на встречи. В течение почти четырех лет от него не поступало никаких новостей. Все его контакты с внешним миром прерваны, и никакой информации о его состоянии здоровья и жизни не поступало очень давно. Абдулла Оджалан полностью отрезан от внешнего мира. На просьбы его адвокатов и родственников о встрече не было дано никакого ответа, аргументируя ситуацию тем, что ему было вынесено дисциплинарное взыскание.
Это обоснование используется систематически. В 2021-2024 годах Оджалану неоднократно выносились дисциплинарные взыскания, каждые 3 месяца новое. И снова, согласно информации, предоставленной его адвокатами, 3 мая был вынесен шестимесячный запрет на посещения командой защиты. Таким образом, за последние 8 лет курдскому лидеру запрещали видеться с адвокатом на срок 6 месяцев как минимум 13 раз. Он находится в тюрьме на острове Имралы абсолютно без связи. В условиях этой бесчеловечной изоляции ему запрещено поддерживать какие-либо контакты с внешним миром, в том числе с адвокатами и семьей.
Фашистский режим предполагает, что курдский народ и человечество забудут о существовании Оджалана, прилагая усилия, чтобы заставить нас привыкнуть к этому положению дел и вынуждая смириться с жестокими пытками и изоляцией, которым он подвергается. Имралы – это международный эпицентр пыток, тюрьма, которой свойственна абсолютная изоляция. Сейчас Оджалану уже 75 лет, и 26 лет он провел в одиночном заключении. В течение 40 месяцев во внешний мир не поступало никакой информации о состоянии его здоровья, и теперь невозможно даже узнать, где он сейчас находится и каково его физическое состояние.
Наша обеспокоенность достигла предела. У нас и у всего курдского народа не осталось терпения. Миллионы людей требуют положить конец этой системе изоляции. ЕКПП, который вносит свой вклад в неопределенность, хранит молчание. Делегаты ЕКПП имеют право посещать все тюрьмы в странах-участницах конвенции, включая Турцию. Это право позволяет Комитету направить группу экспертов на Имралы. Мы требуем, чтобы ЕКПП посетил Имралы без каких-либо оправданий и отговорок и немедленно предоставил информацию о ситуации Оджалана. Мы также требуем, чтобы Совет Европы принял немедленные меры».