Неоклис Силикиотис, левый кипрский политик, бывший депутат Европарламента от Левой партии AKEL и заместитель председателя Левой группы в Европейском парламенте, рассказал ANF о значении идеологии Абдуллы Оджалана. Бывший министр внутренних дел Кипра (2006-2012 гг.) и министр туризма (2012-2013 гг.) особо подчеркнул вдохновляющую роль революции в Рожаве.
- В октябре на Кипре прошла конференция «Парадигма демократической современности и ее отличие от капиталистической современности». Основной темой конференции стала парадигма философии Абдуллы Оджалана. Какие у вас остались впечатления от конференции?
- Прежде всего, я хотел бы сказать, что давно знаком с курдским освободительным движением и курдским народом. Я познакомился с РПК (Рабочая партия Курдистана), когда был в Германии в 1980-х годах. Абдулла Оджалан был арестован из-за неприемлемого отношения греческого правительства. С тех пор мы критиковали позицию греческого правительства. Для нас это большой позор. Когда состоялся суд, и его приговорили к смертной казни, мы в Левой группе в Европейском парламенте, к которой также принадлежит AKEL, протестовали против этого решения. Как политическая группа, мы организуем ежегодное мероприятие для Курдистана и приглашаем курдов из ПРДН (Партия равенства и демократии народов), ПДС (Партия демократического союза) и всех других организаций, чтобы осветить курдскую борьбу и поставить на повестку дня вопрос об освобождении Абдуллы Оджалана.
Левая группа и AKEL не признают, что освободительные движения называют террористами. Мы видим, что Турция объявляет всех, кто борется за свободу народа, террористами. Также неприемлемо, что Абдулла Оджалан содержится без связи с внешним миром в тюрьме, которая не имеет правовой основы ни в турецком, ни в европейском правосудии. Курдский лидер не имел контактов со своими адвокатами и родственниками почти три года. Это нарушает все права человека. Человек не должен подвергаться такой изоляции. Это метод пыток.
Абдулла Оджалан ведет большую борьбу, это факт. Пока эта борьба ведется, курдская борьба за свободу не будет остановлена, каким бы сильным ни было давление на нее. Напротив, мы видим, что это сопротивление усиливает борьбу курдского народа. Это происходит не только в Турции, но и в Сирии, Ираке и других странах. Это доказывает, что какие бы меры авторитарное государство ни принимало против представителей курдского народа, оно не может помешать им сыграть свою роль в борьбе за свободу.
- Парадигма философии Абдуллы Оджалана стала третьим путем и надеждой на свободу для людей. Ярчайшим примером этого является революция в Рожаве. Какое влияние в этом смысле оказывает Абдулла Оджалан на разные народы?
- Позвольте мне сказать, что Рожава, хотя это всего лишь небольшой регион, является хорошим примером того, как народы региона могут свободно жить вместе, несмотря на нападения враждебных сил, особенно со стороны Турции. Должен подчеркнуть, что мы в Европейском парламенте решительно поддерживаем пример Рожавы в нашей деятельности. Рожава является примером того, что создал Абдулла Оджалан: примером женской свободы, защиты природы, коллективизма, равенства и демократии. Эти элементы существуют и функционируют в Рожаве. Это те примеры, о которых мы продолжаем говорить здесь. Исторически курды на протяжении многих лет зависели от религии, шейхов и крупных землевладельцев. Но благодаря действиям РПК возникли демократические структуры, коллективизм, экология и т.д.
Революция в Рожаве на самом деле является историческим примером для Кипра и источником вдохновения для нас. Точно так же, как курды и арабы в Рожаве дали братский ответ национализму и живут на равных в демократическом обществе, так же действует и парадигма, которую предлагаем мы. Это показывает, что киприоты-греки могут жить вместе с другими народами демократическим путем и не нуждаются в гегемонистской власти или защите другой силы извне.
- Недавно стартовала кампания «Свободу Абдулле Оджалану и политическое решение курдского вопроса». Люди во всем мире призывают к освобождению Абдуллы Оджалана. Что вы думаете об этой кампании?
- Турецкий режим полагал, что сможет уничтожить курдское освободительное движение, арестовав и изолировав Абдуллу Оджалана. Мы видели, что это не так; напротив, он произвел в тюрьме новую революцию. Эта кампания крайне важна, потому что она затрагивает проблему, о которой мы говорим уже много лет. Чтобы найти мирное и демократическое решение курдского вопроса, лидер курдского народа должен быть освобожден. Международная солидарность с курдским народом и Абдуллой Оджаланом важна. Если вы думаете, что изоляция Абдуллы Оджалана и запрет ему общаться с внешним миром решит любую проблему, вы только усложняете ситуацию. Вот почему необходимо укреплять международную солидарность. Я считаю, что Абдулла Оджалан должен быть немедленно освобожден, чтобы найти справедливое и демократическое решение курдского вопроса и положить конец войне.
Я считаю, что у нас есть ответственность за пределами Кипра, что мы должны сделать все, что в наших силах и поддержать эту кампанию в Европе, где мы представлены в Европейском парламенте. Это единственный способ найти справедливое и демократическое решение курдского вопроса.
- Что означают ужесточение изоляции и продолжающееся заключение Абдуллы Оджалана?
- Иногда мне кажется, что Турция пыталась убить Абдуллу Оджалана, но им это не удалось, потому что он является символом курдского народа. Они думали, что смогут положить конец борьбе курдского народа, изолировав его, особенно в последние три года, но произошло обратное. Борьба курдского народа становится все сильнее и масштабнее. Какие бы меры ни приняли турецкие власти, они не смогут положить конец борьбе курдского народа за свободу. Я думаю, это решающий момент, который мы должны подчеркнуть вместе с курдами. Какие бы меры ни были приняты против Оджалана, они не смогут сломить наше сопротивление; наоборот, мы усилим нашу борьбу.
- Какую сеть сопротивления, по вашему мнению, следует создать для политического решения курдского вопроса и освобождения Абдуллы Оджалана?
- Мы поддерживаем курдский народ во всем, что он делает. Мы будем поддерживать все их акции сопротивления. В нашей стране очень благоприятная политическая обстановка для курдов. Эта кампания очень важна, я наблюдал и следил за ней, как и другие; ее нужно развивать. Благодаря кампании нам необходимо узнать больше о том, что сам Оджалан делает в тюрьме, о его предложениях о прекращении огня, о том, что делается в социальной сфере и какие проекты реализуются Рожаве. Мы также должны информировать народ Кипра. В этом смысле я считаю, что книги Оджалана должны быть переведены на разные языки. В частности, на Кипре их очень мало. Эту мысль необходимо распространять шире. Очень важно познакомить народ Кипра с мыслями, идеологией и философией Оджалана».