Социолог и международный академик Назан Устюндаг, которая последние восемь лет вынуждена была жить вдали от Турции, выразила свои мысли о Кобани как символе сопротивления, стремлении к самоопределению и женской революции. По ее словам, Кобани воплощает дух борьбы за свободу и равноправие, который выходит далеко за рамки курдской проблемы или регионального конфликта. Устюндаг подчеркнула, что город стал мировым символом борьбы за права человека, и в частности — за права женщин на лидерство и самостоятельность.
Назан отметила, что Кобани — это не просто место ожесточенного сопротивления террористам ИГИЛ*, но и модель радикальной демократической системы, направленной на обеспечение равенства и социальной справедливости. По ее мнению, идеи, воплощаемые в Кобани, вдохновляют на создание общества, где женщины играют ключевую роль, участвуют в процессах управления, принимают важные решения и обладают экономической независимостью. «Кобани показал нам, что женщины могут не только противостоять репрессиям, но и лидировать в борьбе за достойное будущее», — подчеркнула Устюндаг.
Устюндаг также упомянула, что женская революция в Кобани стала настоящим прорывом в вопросах гендерного равенства, и напомнила, что многие женщины, участвующие в сопротивлении, рискуют жизнью, чтобы отстоять свою независимость и будущее для последующих поколений. Она призвала международное сообщество поддержать эти стремления, отмечая, что борьба, которая ведется в Кобани, имеет значение для всех, кто ценит свободу, справедливость и равенство.
— В 2016 году вы уехали в США по академической программе и с тех пор не могли вернуться в Турцию. Сейчас мы нашли вас в Шри-Ланке. Вы там занимаетесь конкретным исследовательским проектом?
— Да, я здесь на восемь месяцев и продолжаю свою обычную исследовательскую деятельность. Вынужденное пребывание за пределами Турции позволило мне лучше понять Глобальный Юг — в первую очередь страны Африки и Азии. Приезд сюда стал возможен благодаря исследовательскому гранту, и это стало для меня не только рабочей задачей, но и личным интеллектуальным вызовом. Я изучаю историю и сопротивление женских и диссидентских движений, перенимаю их опыт. Для меня это не просто проект, а уникальная возможность для практического и интеллектуального роста, которая позволяет взглянуть на мир с совершенно новых перспектив.
— Кобани — это место, которое вызывает много споров в Турции и остается малоизвестным за ее пределами. Вы неоднократно писали о Кобани, комментировали его значение и привлекали к нему внимание. Вы бывали там несколько раз. Как бы вы описали Кобани для тех, кто о нем никогда не слышал?
— Кобани — это родина. Я хотел бы представить его как место, открывшее свои объятия для мирового сопротивления, не принявшее навязанные ему условия и создавшее мир на основе борьбы. Это маленький город, который, вероятно, тогда был забыт миром, но, сказав своё твёрдое «нет», отказался исчезнуть или остаться на задворках истории. Кобани стал символом борьбы против террористов ИГИЛ и напомнил всему миру о стремлении к самоопределению.
— Боевики ИГИЛ отступили из Кобани в начале 2015 года, но, несмотря на это, нападения на Рожаву продолжаются. После окончания мирного процесса в Турции судьба Кобани превратилась в политический процесс, и курдские политики подверглись арестам и суровым наказаниям. Можно ли сказать, что Кобани — это ключ к пониманию и, возможно, решению курдского вопроса?
— Каждый курдский город — это метафора истории курдского народа. Как и Амед (Диярбакыр), Джизре, Ван или Сулеймания, Кобани имеет символическое значение. Курдская история кристаллизуется в этих городах, которые становятся ареной сопротивления. Признание Кобани курдским городом, его значимости для всех курдов и признание боли и гордости курдов за его судьбу могли бы способствовать признанию курдов в Турции как народа, достойного равенства и уважения. Однако для этого нужно новое, фундаментально иное понимание в государственной политике, которое признало бы курдов не «Другими», а равноправной частью общества.
— Какова роль женщин в самоуправлении, созданном в Кобани и в Рожаве?
— Если в Рожаве и произошло нечто уникальное, то это, несомненно, женская революция. Рожава стала воплощением накопленных знаний и практик женских движений. Здесь женское сопротивление проявляется на всех уровнях — от политических организаций до улиц и домов. Это пример, который нам нужно беречь, учиться у него и поддерживать. Женская революция стала популярной и видимой, труд женщин стал признанным и значимым во всех сферах общественной жизни.
— В вашем эссе 2015 года вы анализировали концепцию «новых войн». Что вы думаете о нынешней фазе империализма и его влиянии на войны?
— Мы живем в режиме войны, где глобальные и региональные имперские державы вступают в союзы с местными вооруженными силами. Эти войны больше не несут идеологической нагрузки, их цели — контроль над территориями, ресурсами и торговыми путями. Мы видим, как вооруженные банды захватывают власть в таких странах, как Гаити или Сальвадор, в то время как империалистические державы разжигают конфликты ради собственной выгоды, как, например, в Судане. Но даже в таких условиях люди продолжают выходить на улицы и бороться за свои права в таких странах, как Бангладеш, Кения и Уганда.
Я думаю, что настало время для создания антимилитаристского Женского интернационала, который имел бы прочные местные корни. Также необходим Интернационал народов без гражданства и освободительных организаций. Фашизм — это международное явление, и сопротивление ему должно быть таким же международным. В условиях климатических изменений борьба за права народа, женщин и молодёжи становится также борьбой за защиту планеты. Наши связи и солидарность должны быть крепче, чем когда-либо.
— Как женщины и сообщества могут восстановить мир перед лицом таких угроз?
— Сегодня важно создать антимилитаристский женский интернационал, объединяющий местные движения, и интернационал народов без гражданства. Фашизм — явление глобальное, и противостоять ему нужно также на международном уровне. В условиях климатического кризиса борьба за права человека и за спасение планеты становятся неразделимыми. Нам нужно создавать крепкие союзы солидарности и общие сети против сложных связей фашизма и угнетения.
*-террористическая организация, запрещена на территории РФ