Курдистан

Мурат Карайылан: РПК – общественное движение, её невозможно уничтожить

Мурат Карайылан заявил, что борьба за свободу Курдистана основана на принципах общественных связей и было бы ошибкой полагать, что её можно уничтожить с помощью танков, артиллерии, поддержки иностранных держав и руками предателей.

Мурат Карайылан заявил в интервью ANF, приуроченном к 20-й годовщине кампании 1 июня, что войной против курдского освободительного движения невозможно достичьникакого успеха: «Любой нормальный политик или человек, который способен оценить факты, поймет, что так не добиться никакого успеха. Сегодня существуют общественные связи, благодаря которым продолжается дело освободительной борьбы. Сторонники и участники этой борьбы – не только бойцы в горах, но и тысячи молодых людей в каждом городе и деревне Курдистана. Только люди, не знающие свое общество и разделяющие расистский менталитет, могут думать, что с этой борьбой можно покончить убийствами её участников. Очевидно, что задачи XXI века невозможно решать усилиями шовинистов. Навязывание расистской точки зрения было одним из величайших зол, которые могла причинить Турции ПНД».

Карайылан подчеркнул: «Думать, что вы разрушите это движение, используя танки, артиллерию, поддержку иностранных держав или некоторых курдских предателей, — пустое безрассудство, не более того».

Далее вы можете прочитать вторую часть интервью главнокомандующего НСС Мурата Карайылана о кампании 1 июня:

- С момента создания Турецкой Республикой существование народа курдов отрицается. Однако, с другой стороны, освободительную борьбу нельзя прекращать. Что вы думаете по этому поводу?

- Правящие классы Турции должны признать, что политика, проводимая в Курдистане с 1925 года, не дала результатов. Попытки ассимиляции и истребления курдского общества путем резни, изгнания, преследований и тюремного заключения не увенчались успехом, и им следует это увидеть. Эта политика проводилась сто лет кряду и привела к тому, что Турция многое потеряла. Подчинить образованный курдский народ, заставить его отказаться от своей позиции идентичности и стремления к свободе и уничтожить его теперь невозможно. Поймите, что вы не сможете заставить кого-либо принять статью 66 Конституции Турции. Даже если пройдет ещё сто лет, турецкие оккупанты в конечном итоге придут к путям решения, предложенным курдским лидером, потому что другого пути не существует. Они не могут остановить курдский народ никаким другим способом. Никто не может заставить отступить курдскую молодежь, женщин и патриотов, влюбленных в свободу, апочистскую идеологию, философию и культуру патриотизма. Они жертвуют собой ради этого будущего. Те, кто полон решимости, не смогут отступить. Остановить курдское общество, молодежь и женщин резней, арестами и угрозами невозможно. Главное – осознать это. В нынешней ситуации угнетен именно курдский народ, но и турецкий народ несет потери. От этого выигрывают международные гегемоны и буржуазия,доминирующая внутри каждой страны. Никакой пользы и выгоды от этого народу не будет. Решить курдский вопрос – в интересах каждого народа. Некоторые доминирующие державы и правящие классы могут защищать свои интересы, применяя тактику, заставляющую людей и общества сражаться друг с другом, но народы и рабочий класс не получают от этого абсолютно никакой выгоды.

- Недавно в приложении к газете Sözcü была опубликована брошюра под названием «Курды из-под пера Мустафы Кемаля». Там были процитированы некоторые отрывки из его речей и сочинений. Что вы думаете об этих тезисах и подходе Кемаля?

- У меня была возможность ознакомиться с упомянутым вами документом. Это было сказано сто лет назад, но есть нюансы, которые могут пролить свет на сегодняшние проблемы, с которыми сталкивается Турция. Если оценить процитированные тексты, вышедшие из-под пера Мустафы Кемаля, можно увидеть, что он говорит о существующих реалиях, независимо от того, что он имел в виду в обстоятельствах того дня. Из этого следует сделать важные выводы. Конечно, хотя большинство из них не были опубликованы, эти тезисы были проанализированы нашим движением. Мы сделали выводы и вынесли из этих текстов аргументы в пользу решения курдского вопроса. То, что их сейчас опровергают, не меняет того факта, что эти слова были сказаны сто лет назад.

В этих статьях были сделаны такие акценты, как братство курдского и турецкого народов, общее прошлое, общая родина и общее будущее; но я хочу отметить, что наш лидер также неоднократно обращал на это внимание на протяжении многих лет. По какой-то причине нынешние правители Турции, а также политики, интеллектуалы и ученые, утверждающие, что придерживаются кемалистской стратегии, считают эти слова, сказанные Мустафой Кемалем Ататюрком в прошлом, несущественными, и не акцентируют внимание на том, что он имел в виду.

- Хотите привести примеры таких тезисов?

- Первый факт заключается в том, что курдский народ крайне важен для восстановления Турции. Всё сказанное подтверждает это.

Второй — это убежденность в том, что спасение и успех невозможны без курдско-турецкого братства и единства.

Третий — территории «Национального пакта» включают земли, на которых проживают курды и турки.

Четвертый — у двух народов общее прошлое и для достижения успеха им необходимо сохранить его.

Пятый — у турок и курдов общая родина – Турция.

Шестой — он говорит о том, что понятие «турецкий народ» должно охватывать всех, учитывая, что курды будут считать себя исключенными, если это будет касаться только турок.

Седьмой — четко говорится, что курды имеют конституционное право жить в границах Турции с её системой автономии, как братский народ.

Конечно, можно найти больше примеров, но эти слова четко изложены в данном документе.

Собственно, ничего нового мы не услышали. Помимо вопросов, изложенных там, есть много других документальных свидетельств, о которых мы осведомлены. Мы не собираемся обсуждать их здесь снова. Однако, некоторые убеждены, что Ататюрк сказал это для тактического маневра, не обращая внимания на содержание его высказываний. Но даже в этом случае важно то, что эти слова отражают реальность. Поэтому нельзя не придавать никакого значения этим истинам, вычеркивая их. Некоторые группы с курдской стороны выбрали неверный подход и защищают политику отрицания, в то время как многие с турецкой стороны игнорируют эти слова, как будто они никогда не были сказаны. Оба этих подхода неверны.

В упомянутый вами документ также кратко включен протокол пресс-конференции Ататюрка от 16-17 января 1923 года. Уместно было бы привести примеры из этих документов, пока этот вопрос ещё свеж:

Например, что говорит Мустафа Кемаль? «В соответствии с нашим Основным организационным законом будет установлена некая местная автономия. Тогда любое курдское население будет управлять собой самостоятельно». Звучало именно такое предложение. Можно сделать очевидный вывод, что курды считались основополагающим элементом процесса воссоздания Турции, но позже, когда нашему народу было отказано в государстве при заключении Лозаннского соглашения в результате уловки англичан, турецкие госчиновники отступили от прав, которые были даны нам. Процесс сопротивления Шейха Сеида и последующая борьба курдского народа полностью оправданы, как реакция на эту неприемлемую несправедливость. Однако, они стремились добиться результатов, совершив своего рода геноцид против курдского народа, выступив против этих движений крайне жестоко. Так произошли массовые убийства в Лидже, Хани и Пало, имела место резня более 70 тысяч человек в Дерсиме и убийство 40 тысяч человек в Зилане.

Существует также «Проект решения о курдской автономии», который был представлен учредительному собранию и вынесен на повестку дня 10 января 1922 года. Затем его якобы обсуждали на заседании, закрытом для общественности и прессы, чтобы другие державы не могли вмешаться. К сожалению, позже парламентские протоколы относительно этого решения были уничтожены, а их содержание засекречено. Однако, часть документов находится в архивах Великобритании и Франции. Этот проект решения состоит из 18 статей, и в них очень подробно признаются права в рамках того, что мы называем автономией сегодня. Другими словами, есть подробное решение об автономной системе, в которой у курдов также будет парламент, соблюдая и признавая права каждого города на самоуправление.

Мы хорошо знаем, что сущность каждого образования, мысли и шага, каждой работы, совершаемой в рамках исторических процессов, нередко сокрыта. Но первые шаги всегда отражают суть и истину этого явления. Это научно подтвержденная реальность. Для кемалистских кругов было бы ошибкой относиться к периоду Мустафы Кемаля с 1919 по 1924 годы, как к обычному процессу. В те годы можно было видеть суть его подхода. Позже национализация и авторитаризм исказили развитие Турции, и ситуация изменилась.

- Так какой же из них взять за основу? Период 1919-24 или 1925-38 годов?

- Об этом должны говорить те, кого это касается, а не мы. Я уже высказал свое мнение. Но вместо того, чтобы отдавать предпочтение одному из этих периодов, было бы лучше подойти к вопросу, принимая во внимание сегодняшнюю реальность. Курдская реальность уходит своими корнями в глубь истории. Понимая это, Ататюрк и его друзья приняли во внимание права курдов, поддержали их и сказали: «Успех невозможен без курдско-турецкого союза». Мы видим это и в более ранние периоды истории. Это справедливо и для 1071 года, аналогичный процесс происходил и в 1516 году.

Почти в каждый период истории имели место важные события, вытекающие из единства наших народов. Слова Ататюрка о курдско-турецком братстве, общем прошлом и общей Родине основаны на этом факте. Но позже всё изменилось.

Когда мы оцениваем проблему в рамках научного подхода и фокусируемся на том, как найти решение сегодняшних трудностей, можно увидеть, что решение курдского вопроса в Курдистане возможно в рамках, установленных накануне основания Республики. Проект решения, разработанный нашим лидером, и предложения, звучавшие в то время, схожи, несмотря на некоторые различия. Сейчас разрабатывается подход, согласно которому отказ от курдской автономии и отказ нашему народу в его правах и культуре являются азбукой кемализма. Этот подход лишь усугубляет тупик. Поэтому, если они не будут относиться к кемализму как к куче догм или заповеди Корана, которую нельзя изменить, они смогут легко разработать решения сегодняшних проблем, основываясь на историческом опыте кемалистов. Это более чем возможно. Если турецкие власти будут действовать рационально, они смогут разработать решение, адаптировав эту точку зрения, которая сыграла очень важную роль в дни основания республики, к сегодняшнему дню. В противном случае никакие результаты не могут быть достигнуты методами насилия, резни, ассимиляции и геноцида. Все мы видели, что это продолжается с 1925 года. Те, кто подходит к проблеме с правильной точки зрения, смогут найти решение курдского вопроса. Главное – увидеть столетний тупик и иметь смелость его преодолеть.

Курдский вопрос – неоспоримая реальность на Ближнем Востоке и в Турции. Все государства и народы мира решали схожие проблемы посредством диалога, делая политические шаги. Когда мы рассматриваем похожие примеры из Азии, Индии, Европы и Латинской Америки, то видим, что они решаются посредством плюрализма, а не шовинистических представлений, таких как «одно государство, одна нация, одна родина». Строгий национализм не работает. Сегодня такие примеры есть в Испании, Англии, Бельгии, Швейцарии, Индии. Подобные примеры можно найти по всему миру. Те, кто оценит всё реалистично, смогут увидеть, как следует подходить к курдскому вопросу в Турции.

- С другой стороны, нынешний менталитет властейдопускает лишь один путь, и это война с курдами.

- К сожалению, есть те, кто думает или верит, что, сражаясь с нами, они положат конец делу борьбы за свободу Курдистана. Любой нормальный политик, любой человек, способный верно оценить факты, поймет, что это невозможно. Сегодня существует общественная структура, на которой основано дело этой борьбы. Его последователи и сторонники – не только бойцы, сражающиеся в горах, но и тысячи молодых людей, живущие в каждом городе и деревне Курдистана. Лишь те, кто крайне далек от общества, носители устаревшего, расистского менталитета могут думать, что это дело закончится уничтожением его борцов. Очевидно, что задачи XXI века невозможно решать усилиями шовинистов. Навязывание расистской точки зрения было одним из величайших зол, которые могла причинить Турции ПНД. Но сегодня власть занимается именно этим. Мы — полноправное общество. Мы — народ. Думать, что эту борьбу можно прекратить, уничтожая партизан при помощи танков, артиллерии, поддержки иностранных держав или курдских предателей, — безрассудство, не более того.

- В последние дни, особенно в связи с местными выборами, которые состоятся в Рожаве, на территориях северо-восточной Сирии, мы наблюдаем интенсивную пропаганду о том, что освободительное движение стремится к созданию отдельного государства и что к этому причастны иностранные державы. Какойкомментарий вы хотели бы дать по этому поводу?

- Дискурс о вмешательстве иностранных держав – давняя болезнь правителей Турецкой Республики. Они всегда говорят о внешнем влиянии на курдское освободительное движение.

Предположение, что Америка позволит партизанским отрядам создать государство, представляет собой очевидное заблуждение. Это пустое утверждение, не имеющее отношения к фактам. Турецкие оккупанты борются против партизан в течение 40 лет при поддержке США и НАТО. Без поддержки НАТО Турция не могла бы продолжать войну так долго. Разве тот факт, что Абдулла Оджалан был захвачен международными державами в результате заговора и выдан Турции, не является самым ярким примером? Разве поддержка США и НАТО не являются единственной причиной того, что турецкие оккупанты действуют настолько активно в Ираке и Сирии и могут атаковать, где захотят? Проще говоря, США их поддерживают. Они даже назначили награду за головы наших товарищей.

При этом связывать тактические взаимоотношения США с СДС в Рожаве, которые существуют ради борьбы с ИГИЛ*, с партизанским движением бессмысленно. Прежде всего, РПК и СДС – это не одно и то же. Добавлю, что у США очень ограниченные связи с СДС. США привозят из-за границы даже воду и еду своим солдатам. Они осуществляют эту логистику раз в несколько недель, но турецкие власти жалуются на подобные перевозки и говорят: «Они везут оружие СДС». Это бессмыслица, ведь даже если бы это было так, это не имело бы отношения к РПК.

- Турецкие чиновники, выступающие против местных выборов в северо-восточной Сирии, заявляют, что эти выборы незаконны. Что вы можете сказать об их позиции?

- Режима ПСР/ПНД демонстрирует прямую, тотальную враждебность по отношению к курдам и демократической системе. Да, турецкие оккупанты выступают против этих выборов, называя их незаконными. Более того, отдельное заявление по этому поводу сделало Министерство обороны. Насколько я знаю, на этих территориях проживает население в 6 миллионов человек. Эти люди пытаются управлять собой с помощью демократических принципов, но режим ПСР/ПНД выступает против местных выборов. Они враждебны не только к курдам, но и ко всем, кто там живет. Это безумно. Подобную враждебность к курдскому народу нельзя объяснить иначе.

- Итак, готовы ли вы к возможному диалогу с США?

- В принципе, мы не против установления диалога с США. Но на данный момент таких отношений нет, для этого нет необходимых условий. Турецкие чиновники, особенно представители ПСР, и провластные СМИ, искажают ситуацию, заявляя, что вся курдская освободительная борьба является проектом США. Это полная ложь.

- Кроме того, вы представляете движение, которое идеологически не слишком заинтересовано в национальном государстве...

- Да. Прежде всего, принципы парадигмы, разработанной нашим лидером, заключаются в том, что она альтернативна системе национальных государств. То есть мы не стремимся создать национальное государство. Напротив, мы пытаемся разработать систему, которая станет его противоположностью. Используя эту парадигму, курдский лидер противопоставил демократический конфедерализм национальному государству и определил его, как главное звено своей идеологии. Сегодня центральным направлением нашей парадигмы является конфедерализм. Так что дело не в государстве. Мы говорим о развитии негосударственной системы, основанной на братстве и единстве обществ.

Партизанское движение по сути выходит на рамки национального государства. Было бы ложью утверждать, что РПК стремится к созданию государства, нанося вред Турции. Это попытка обмана турецкого народа и общественного мнения. Курдское движение имеет идеологическую основу, которая защищает свободу и равенство, чтобы народы могли сосуществовать на основе братства, не нарушая границ на Ближнем Востоке. Эта система, которая не имеет отношения к структуре национального государства и ориентирована на свободу женщин и защиту окружающей среды. Демократия, равенство и свобода – её основные столпы. Проще говоря, дискурс турецких властей полностью искажает реальное положение дела. Они хотят уничтожить нас, опираясь на силы НАТО, и говорят: «Партизанское движение – проект НАТО и международных держав».

- В последние годы турецкая экономика опускается на дно. Население живет в голоде и нищете. Кто несет ответственность за эту ситуацию? Какой выход вы видите для народов этой страны?

- Все, кто находился у власти в Турции на протяжении 100 лет, стремились покончить с курдским народом и движением угнетением и геноцидом, насилием и политикой безопасности. Но они лишь впустую проливают кровь и отнимают жизни детей турецкого и курдского народов. Однако, есть и другой путь. Плюралистическая демократическая система, основанная на братстве и единстве двух народов, представленная лидером, может сделать Турцию эпицентром развития на Ближнем Востоке. Вы могли видеть суть этой системы в Амеде во время Науроза в 2013 году. Если бы эта перспектива решения была принята, народ Турции не страдал бы от такого глубокого кризиса сегодня. Сегодня население Турции борется с голодом. Основная причина этого – расизм, фашизм и менталитет геноцида. Власти этой страны занимались политикой, развивали дипломатию и устанавливали отношения не для процветания Турции, экономического прогресса и развития демократии, а для подавления курдского народа. Они потратили на это все ресурсы государственного бюджета. Экономические каналы были перекрыты, и все средства были потрачены на войну. В остальном Турция — богатая страна с высокими доходами. Она имеет важное геостратегическое положение. Если бы не их настойчивость в проведении вредоносной политики, мы бы не столкнулись с таким экономическим коллапсом и социальным кризисом, и люди жили бы в процветании и мире.

Сегодня турецкое общество живет в такой нищете и голоде потому, что ПСР объединилась с ПНД и «Эргенеконом» и ступила на их путь войны против курдского народа. Они делают это уже 9 лет, и результаты очевидны каждому внимательному свидетелю этих событий. Как мы уже говорили, курдско-турецкий альянс, предложенный лидером, включает в себя перспективу, которая может сделать Турцию страной-лидером на Ближнем Востоке. Позитивная роль, которую Турецкая Республика могла бы сыграть в регионе, демократическая система и мирный диалог способны принести очень важные выгоды. Такой подход создает шанс выйти на уровень, который обеспечит пользу как населению Турции, так и всем народам региона.

Но что делали все правительства Турции? Во-первых, курдов проигнорировали в Лозаннском договоре благодаря уловке британцев. Затем они сделали выв, что пользуются поддержкой НАТО, «но за РПК нет никакой силы», и решили, что ликвидируют курдское движение. Затем имел место международный заговор.

Впоследствии, после терактов, уничтоживших башни-близнецы в 2001 году, они считали, что в то время нет необходимости вести какой-либо диалог с освободительным движением, так как «РПК все равно находится в списке террористических организаций и будет уничтожена». Позже США и Израиль предоставили им БПЛА. Тогдашний глава генштаба Турции Яшар Бююканит заявил: «Все районы, где базируются курдские партизанские подразделения, станут нам домом». Они решили, что одержат победу, но снова потерпели неудачу. Используя БПЛА в последние 8-9 лет, они надеялись истребить партизан. Теперь эти БПЛА сбивают, что вы на это скажете? Какие стратегии вам остались? Вы не можете победить народ Курдистана и турецкое лево-социалистическое демократическое движение, истоки которого уходят глубоко в историю. Вы не можете предотвратить растущее сопротивление и освободительную борьбу, возглавляемую женщинами и молодежью. Нельзя игнорировать это движение, эту идеологию и реальность, которую поддерживают сотни тысяч молодых людей.

Понимание этого крайне важно для решения текущих проблем в Турции. Не видя этой реальности, ни один режим, ни одна форма власти не сможет решить текущие проблемы страны. Самой насущной и фундаментальной проблемой является курдский вопрос. Система и концепция геноцида, эпицентр которой находится на Имралы, наносит вред общему будущему. Избавить Турцию от кризиса можно только разбив эти оковы.

- Есть ли что-нибудь ещё, на что вы хотели бы обратить внимание?

- Последнее, что я хотел бы сказать – турецкий оккупационный режим несет массу проблем всем в регионе. Его подход вредоносен не только для курдского народа, но и для рабочего класса Турции. Их менталитет маргинализирует курдов, алевитов и черкесов и не способен решить никакие проблем в стране. Правящий класс навязывает свое узкое мировоззрение и фашистскую стратегию, провоцируя тяжелейшие последствия. Это необходимо преодолеть. Однако, у революционного фронта тоже есть проблемы. Турецкому социалистическому движению необходимо преодолеть свои сложности, а освободительному движению Курдистана также предстоит решить важные задачи. Но наше главное преимущество состоит в том, что за последние 4-5 лет мы адаптировали к нынешнему этапу стратегию революционной народной Войны. Это основная перспектива борьбы в новой эпохе. Движение ориентируется на эту стратегию и вырабатывает свои методы работы. Это важные перемены.

Другой важный вопрос – сегодняшний уровень партизанского сопротивления. Сегодня турецкая армия оказалась в тупике в Запе, несмотря на все свои технологические возможности, использование оружия, запрещенного международным правом, вербовку курдских коллаборационистов из южного и северного Курдистана и поддержку сил НАТО. Это продолжается уже три года. По сути, это огромное поражение для альянса ПСР/ПНД и «Эргенекона». Конечно, они этого не признают. Они скрывают понесенный ущерб, используя все свои возможности и средства массовой информации. Главная причина экономического кризиса в Турции – тупик, в который они зашли в этой войне. Они столкнулись с великим историческим сопротивлением. То, чего смогли добиться партизаны – первое в своем роде событие. Освободительное движение достигло высочайшего уровня развития. Это важно как для нашего народа, так и для левых социалистических сил Турции и народов региона, которые борются против фашистского альянса ПСР/ПНД. Партизанские подразделения смогли выйти на этот этап благодаря 40-летнему опыту и идеологии курдского лидера.

Еще один важный аспект – развитие технического мастерства партизан позволило справиться с современными военными технологиями. Это очень важно со стратегической точки зрения. Сегодня партизаны могут вести боевые действия под землей, на пересеченной местности и в воздухе. Было бы ошибкой игнорировать тактические наработки НСС и думать, что сегодня вы сможете победить их теми средствами, которые позволяли вам делать такие выводы вчера. Эта сила непобедима. Отныне освободительное движение будет продолжать развиваться на основе 40-летнего боевого опыта и 51-летней истории существования партии. Возможно, на каких-то фронтах позиции нашего движения сужаются, но новая тактическая инициатива открывает путь для дальнейшего роста.

С другой стороны, парадигма демократической современности является серьезной альтернативой капитализму. Сегодня её обсуждают на мировом уровне. Для решения курдского вопроса и освобождения нашего лидера в 74 различных городах мира была инициирована глобальная кампания. Парадигма, предложенная Абдуллой Оджаланом, рассматривается, как вероятный вариант выхода из кризиса, на международном уровне. Это говорит о том, что освободительное движение не ограничивается только четырьмя частями Курдистана или Ближнего Востока. Оно стало идеологической и политической альтернативой на международном уровне, предоставив базис для дальнейшего развития борьбы. Итак, я хотел бы подчеркнуть, что решение, основанное на братстве народов, близко. Для того, чтобы решить эту задачу, нам нужно осознавать свою историческую ответственность и бороться.

* - террористическая организация, запрещена в РФ