Недавно Демократическая партия народов (ДПН), подала официальную заявку на встречу с курдским национальным лидером Абдуллой Оджаланом, политическим заключенным, которого содержат в тюрьме строгого режима в условиях полной изоляции. Партия приняла это решение по четырем причинам, включая необходимость остановить турецкое правительство от дальнейших попыток манипулировать ситуацией, заявил сопредседатель ДПН Митхат Санджар.
Заявление ДПН было сделано в тот момент, когда Турция активизировала военные действия против курдского освободительного движения в северном Ираке и на территории северо-восточной Сирии, а турецкие военные столкнулись с обвинениями в использовании запрещенного химического оружия в ходе своих трансграничных операций.
«Прежде всего, я должен сказать, что да, мы подали ходатайство о встрече с Оджаланом. Я также должен пояснить, почему: в период, когда так много внимания уделяется политике войны, все осознают, что именно Оджалан может сыграть важную роль в прекращении конфликта, проложив путь к миру и способствуя разрешению ситуации», – сказал Митхат Санджар в эксклюзивном интервью турецкой службе «Би-би-си».
«Другая причина заключается в том, что мы видим, как правительство постоянно стремится манипулировать ситуацией вокруг Имралы», – добавил Санджар, имея в виду островную тюрьму, в которой содержится Оджалан. «Они распространяют различные слухи и неподтвержденные сведения. Мы уверены, что самый эффективный способ предотвратить подобные манипуляции – это увидеться с ним лицом к лицу», – продолжил политик.
Турецкое правительство не раз пыталось использовать свои полномочия для ограничения визитов к Абдулле Оджалану, действуя в интересах собственной политической выгоды. В 2019 году, когда адвокаты в последний раз смогли посетить курдского политика и мыслителя, Оджалан передал им письмо. Это произошло лишь за несколько дней до важнейших местных выборов. В этом послании Оджалан советовал Демократической партии народов (ДПН) следовать «третьему пути». Правительство попыталось манипулировать его словами, распространяя в проправительственных СМИ утверждения, что лидер народа курдов призывал курдских избирателей сохранять нейтралитет и не поддерживать кандидатов в мэры, выдвинувшихся на выборы от оппозиции. Но это не помогло: несмотря на все усилия и манипуляции, в 2019 году правящая Партия справедливости и развития (ПСР) потеряла места мэров в Стамбуле и Анкаре.
Третья причина, по которой ДПН подала свое ходатайство, – стремление прекратить спекуляции, возникающие из-за манипуляций правительства, сказал Санджар, имея в виду слухи в среде оппозиции о возможном сближении ДПН и ПСР.
Абдулла Оджалан, отбывающий пожизненное заключение с 1999 года, один из четырех заключенных тюрьмы на острове Имралы в Мраморном море. Все они живут в условиях крайней изоляции годами, и им редко удается выйти на контакт с внешним миром. В последний раз Оджалан общался с семьей 25 марта 2021 года, когда ему удалось связаться по телефону со своим братом Мехметом. Это был очень короткий разговор, который быстро оборвался.
В сентябре Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) направил делегацию в островную тюрьму. Адвокаты Оджалана, надеявшиеся получить весточку от своего клиента после 18 месяцев молчания, отреагировали на это с радостью. Однако, несмотря на неоднократно заданные вопросы, на данный момент делегаты ЕКПП отказываются уточнить, была ли у них личная встреча с курдским лидером во время этого визита.
Факт того, что Оджалана не разрешают посещать никому, включая родственников, и не дают возможности связываться даже по телефону, представляет собой пример крайней степени изоляции, и это очевидное нарушение закона, сказал Санджар. «Еще раз обратить внимание на этот факт», – четвертая причина решения ДПН подать заявку на встречу с ним, добавил сопредседатель.