Курды готовятся к новому веку: национальное единство необходимо!

Участники конференции, организованной с целью противостоять Лозаннскому договору, заявили: «Разрушение Лозанны может быть преодолено через национальное единство» и призвали международное сообщество в новом веке устранить несправедливость.

С момента подписания Лозаннского договора, приведшего к разделению Курдистана на четыре части и обрекшего народы региона, в первую очередь курдов, на столетнюю резню и геноцид, прошло ровно сто лет. В дни годовщины в месте, где этот договор был подписан (Лозанна, Швейцария), против него протестуют пострадавшие от него народы.

В связи с этим в лозаннском зале конгрессов Болье (Salle de Congrès de Beaulieu) была организована двухдневная конференция с участием более 600 делегатов из четырех частей Курдистана. Лозунгом ее стало: «В день 100-летия Лозаннского договора курды и другие представители Курдистана собрались в Лозанне. Мы отвергаем и не приемлем Лозаннский договор».

Итоговая декларация конференции, составленная после двух дней дискуссий, будет обнародована сегодня в 11.00 на площади Навигации перед зданием, где проходили переговоры по Лозаннскому договору.

Сопредседатель ДДО  Хариб Хасо, председатель Исламской партии Курдистана Хикмет Сарбилинд и курдский политик Осман Байдамир, принявшие участие конференции, высказали нашему новостному агентству оценки смысла и значения прошедшего собрания.

ХАСО: «МЫ ХОТИМ НОВОГО ДОГОВОРА, ПРИЗНАЮЩЕГО ВОЛЮ КУРДСКОГО НАРОДА»

Сопредседатель Движения демократического общества (ДДО) Хариб Хасо, один из участников конференции, заявил, последствия Лозаннского договора для курдского народа оказались крайне тяжелыми, и он ощущал их все прошедшие сто лет. По его словам, это и подвигло представителей учреждений, организаций и политических партий Курдистана собраться в Лозанне по случаю 100-летия Лозаннского договора. Хасо сказал: «В Лозаннском договоре права курдского народа были отвергнуты. Воля курдского народа была проигнорирована. После заключения этого договора турецкое государство в первую очередь проводило политику резни и геноцида курдского народа. Сегодня мы собрались здесь, чтобы показать, что не признаем Лозаннский договор и что вместо него должен быть заключен новый социалистический, мирный и демократический договор, основанный на воле народов».

Подчеркнув, что курдский народ в течение последнего столетия вел великую борьбу, сопротивлялся и выстоял против всех видов политики и практики геноцида, Хасо заявил, что теперь курды хотят нового договора, в котором они будут одной из сторон, а их права и воля будут признаны.

САРБИЛИНД: «ПРОИЗОШЛА УЗУРПАЦИЯ СУДЬБЫ КУРДОВ»

Другой участник конференции, президент Исламской партии Курдистана Хикмет Сарбилинд, заявил, что организованная конференция служит курдскому национальному единству и подчеркивает необходимость создания условий для того, чтобы курды в новом веке могли свободно жить на своих землях. Заявив, что Лозаннский договор узурпировал судьбу курдского народа и отнял ее, Сарбилинд сказал: «Лозаннским договором они отдали судьбу курдского народа в руки оккупантов. Может быть, в тот день в истории не было представителей курдов, но сегодня поднялись сотни тысяч, миллионы курдов, и курды во многих местах имеют возможность действовать».

100 лет назад местные мусульмане, особенно турки, обманывали нас во имя ислама, во имя религии, они обманывали нас во имя уммы, говоря: "Мы – братья в исламе! И эта ситуация продолжается и сегодня. Когда у них были трудности, они обманывали нас, прикрываясь братством, а потом устраивали резню. Как мусульманин, я скажу так: если Аллах дал всем народам право свободно жить на своих землях, то и мы имеем право жить».

САРБИЛИНД: «НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ПОВТОРЕНИЯ ОШИБОК ПРОШЛОГО»

Отметив, что ошибки прошлого не должны повторяться, Сеарбилинд сказал: «Нам необходимо национальное единство, чтобы не повторять ошибок, которые мы совершили в прошлом. У нас должно быть национальное единство и политическая стратегия, потому что у наших врагов есть стратегия разрушения, отрицания и ассимиляции, которую они хотят применить к нам. Они не желают, чтобы курдский народ имел свой статус. В противовес этому курды должны настаивать на самоопределении.

Как мусульманин, я заявляю, что обязан защищать права, данные мне Аллахом. Курды должны продолжать идти по пути становления нации в будущем, руководствуясь духом национального единства. Обеспечив свое единство как нации, мы должны заявить всему миру, что мы – нация и хотим жить свободно на своих землях, как любой другой народ. Мы не заримся на права других. Аллах дал нам те же права, что и арабам, персам и туркам. Я говорю это как президент Исламской партии Курдистана: если мы не будем защищать это право, Аллах спросит с нас за это. В итоговой декларации конференции мы должны обратить внимание на то, что наш вопрос – это вопрос государственности. Мы должны в один голос и от всего сердца громогласно объявить всему миру, что мы – нация. Как нация, мы хотим занять свое место в семье народов. И я верю, что все это будет отражено в итоговой декларации этой конференции. Курды проявили стойкость и добились успехов в прошлом веке, теперь главное – объединить эти разрозненные части и обеспечить национальное единство».

БАЙДАМИР: «КУРДЫ РАССМАТРИВАЮТ ЛОЗАННУ КАК СВОЙ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ САВАН»

Среди участников конференции также был политик Осман Байдамир. Заявив, что курдский народ рассматривает Лозаннский договор как, выражаясь фигурально, погребальный саван для себя, Байдамир подчеркнул, что курдский народ с ним не смирился и боролся за себя и свою свободу, во всех четырех частях Курдистана. Заявив, что он лично участвовал в трех различных конференциях по Лозаннскому договору, Байдамир сказал: «Я хотел бы с большим удовлетворением отметить, что на всех трех конференциях все участники – политики, ученые и политические партии – привели к общему знаменателю неприемлемость Лозаннского договора для курдов. Это чрезвычайно важно. Второй момент заключается в том, что курды и все участники трех конференций определяют причины, по которым Лозанна обернулась против курдов, как отсутствие союзов, неорганизованность того периода и отсутствие национального самосознания в то время. 

К 100-летию Лозанны национальное сознание курдского народа оформилось на достаточном уровне во всех четырех частях Курдистана, нет помех в диагностике и идентификации существующей проблемы. Во всех курдистанских кругах существует консенсус по поводу неприемлемости Лозаннского договора».

«НЕОБХОДИМ ОБЩИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ»

Байдамир заявил, что политическим партиям Курдистана необходим общий стратегический документ и общая стратегия борьбы, чтобы устранить ущерб от Лозанны и добиться справедливого решения на Ближнем Востоке. По словам Байдамира, «эта конференция должна стать первым шагом и попыткой выработки такого стратегического документа. Дальнейший процесс должен строиться на его основе. Среди резолюций, принятых на конференции, должен быть призыв к международному сообществу устранить несправедливость, от которой страдают курды».

«УЩЕРБ ОТ ЛОЗАННЫ МОЖЕТ БЫТЬ ЛИКВИДИРОВАН ПРИ УСЛОВИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА»

Отметив важность обеспечения национального единства, Байдамир сказал, что на данном этапе важно также обратиться ко всем курдистанским политическим партиям. «Ни одна курдистанская политическая партия не имеет права враждовать с другой партией, потому что Анкаре и Тегерану выгодна такая ситуация. Общий знаменатель Анкары и Тегерана – ликвидировать все существующие завоевания курдов. Они хотят навсегда сохранить Лозанну. Наша главная задача – ликвидировать ущерб от Лозанны. А этого можно добиться только через национальный альянс и национальную стратегию. Курдские партии не являются и не могут быть врагами друг друга. Курдские партии должны быть стратегическими союзниками друг друга. Только так курды смогут встретить следующее столетие», – сказал он.